Танцы двумя корпусами

Во время маневров в гавани катамараны требуют несколько иных навыков управления, чем однокорпусники. Однако несмотря на широко распространенное мнение, управляться с катамаранами в гавани ничуть не проще

Текст Ларса Болле

Основные преимущества катамаранов перед однокорпусниками проявляются за пределами гавани – после выхода в море. Катамараны – это идеальные платформы для отдыха, поскольку они не раскачиваются на якоре во время стоянки и при сравнимой длине имеют гораздо больше внутреннего пространства и комфорта. Они идут под парусами без крена, совершение поворотов оверштаг и через фордевинд сегодня стало совершенно беспроблемным. Они быстрее однокорпусников и не требуют каких-то специальных парусных навыков. Единственной проблемой можно считать следующее: из-за отсутствия крена порой бывает непросто понять, когда же требуется взять рифы. Однако это решается при помощи специальных таблиц, в которых верфи (с большим запасом) прописывают условия взятия рифов на различных курсах относительно ветра.

Заход на катамаране в тесную гавань – это процесс, который надо тщательно предварительно продумать.

«Размеры сегодняшних крейсерских катамаранов просто огромные, часто с мостика не видно краев корпуса», – говорит Ганс Орловски, инструктор австрийской чартерной компании Ecker Yachtingс 20-летним стажем. Кроме того, есть и конструктивная особенность, общая практически для всех крейсерских двухкорпусных судов, способная осложнить маневры катамарана в порту: из-за своей малой осадки катамаран имеет малое боковое сопротивление (дрейфу), зато большее аэродинамическое сопротивление, чем однокорпусник.

Хотя все современные катамараны имеют два независимых двигателя и поэтому весьма маневренны, в отличие от однокорпусника они способны развернуться буквально на пятачке. Однако не в каждой гавани порой можно разместить этот «пятачок»! Кроме того, винты катамаранов, как правило, имеют одно и то же направление вращения, в силу чего эффект заброса кормы у катамаранов может быть выражен сильнее, чем на однокорпусной яхте. В сочетании с большими размерами яхты все это вызывает порой у рулевого чувство беспокойства или даже сильный стресс.

Еще одна проблема – чересчур широко разнесенные винты. Поэтому риск намотать муринг на винт во время маневров в узком стояночном боксе гораздо выше, чем у классической яхты. Поэтому Орловски рекомендует ни в коем случае не оставлять концы в воде, постоянно выбирая слабину на палубу. В противном случае при подработке двигателем опасность намотать конец на винт очень велика.

Читайте также  Радикулит на борту – что делать?

«Даже очень опытные яхтсмены, но ходившие лишь на однокорпусных яхтах, должны как следует ознакомиться со своим катамараном», – говорит этот опытный 70-летний капитан. Его важнейший совет при маневрах в гавани – необходимость отказа от использования рулевого устройства. При медленном движении в узости марины рули следует закрепить в ДП, поскольку на малом ходу катамаран практически не реагирует на их перекладку. Причем на заднем ходу скорость, при которой двухкорпусная яхта начинает реагировать на перекладку руля, еще выше, чем на переднем. Зато он при этом очень чутко отзывается на действие секторами газа обоих моторов. Кроме того, при перекладке руля исключается один из источников беспокойства для рулевого, поскольку единственным органом управления остаются дроссели двигателей.

В качестве правильной стратегии знакомства с двухкорпусной яхтой Орловски рекомендует две фазы. Вначале стоит отработать ход вперед и переключение реверса. Необходимо научиться быстро гасить инерцию судна на переднем и заднем ходах. После этого следует изучить маневренные характеристики яхты, в первую очередь на малом ходу. При этом достаточно будет научиться крутить повороты, имея на холостом ходу ту машину, которая находится во внутреннем (относительно центра поворота) корпусе. Потом следует научиться разворотам на месте, реверсируя внутреннюю машину.

После этого выполнение различных маневров уже не составит особого труда. Наиболее важные из них показаны далее. Каждый рулевой, приступивший к их освоению, быстро поймет: все маневры, основанные на работе двигателей враздрай, выполняются очень легко за счет большой ширины корпуса.

Сокращенный вариант. Опубликовано (со схемами) в Yacht Russia №3 (62), 2014 г.