Лицо Кильской недели

От каждой регаты остается свое впечатление – как бы свое лицо. Одно – английское: чопорное, холодно-надменное с одной стороны, и уважительно-благожелательное – с другой. Есть французское: беспечно-слабоорганизованное, не менее бюрократичное, чем английское, но при этом бесшабашное до умопомрачения с точки зрения погоды и безопасности. Есть лица Италии, Хорватии, Турции. А есть лицо немецкое…

Текст Артема Брума

Немецкое лицо – другое. Почему? Потому что если ты хочешь быть на уровне на регатах Германии, ты должен знать их философию и специфику подготовки яхт к гонке. У этого «лица» все посчитано, оптимизировано, выверено до последнего цента. Здесь никто не махнет рукой: «А, ходим мы быстро, давай поедем на регату». Нет, здесь всегда будут оглядываться на то, насколько твоя яхта «правильная». А «правильная» яхта здесь – это прежде всего обмер. И так всегда, и так везде, в том числе на Кильской неделе, когда холодно высчитывается необходимость идти в каждую конкретную гонку. Или не идти… Зачем, если лодка не оптимизирована?

Мы участвовали в Кильской неделе 2013 года, потому что это была мечта детства. Здесь достаточно упомянуть две громкие русские победы: яхта Interloper с капитаном Сергеем Ганичевым из яхт-клуба Стрельны (Санкт-Петербург) и победное шествие лодки «ЮгТранзитСервис» с командой RUS 7 из Таганрога. То есть в нашей памяти Кильская неделя была грандиозным парусным событием, мимо которого не может пройти ни одна уважающая себя парусная команда. И мы решились.

Два нюанса. Первый: мы пошли на нее после английской Round the Island Race со стартом 1600 яхт в проливе Солент, причем не швертботов и толшипов, а только яхт. Погонявшись в системе IRC и «пощупав», как на практике эта система работает в пересчете, мы шли в Германию с открытыми глазами с возможностью сравнивать. Тем более что рулевые проекта Артем Брум и Сергей Голофаст в прошлом году привели яхту русской постройки «Виконт» к призовому месту в своей группе на Rolex Middle Sea Race 2012.

Нюанс второй. Мы «щупали» систему ORC, то есть не оптимизировали яхту, которая всю свою гоночную жизнь гонялась в IRC, а обмеряли как есть, ничего не оптимизируя. Уважаемые почитатели системы ORC воскликнут: эту систему невозможно оптимизировать! Это «независимая гидроаэродинамическая система», являющаяся правдой жизни! Правда жизни, однако, оказалось другой: возможность оптимизировать балл у нас была – у одного из руководителей команды есть доступ к системе ORC, предварительным расчетам и оптимизации. И так как это открытая система, то у нас на руках были мерилки других яхт нашего типа с оптимизированным баллом и конкретной конфигурацией парусов и наилучшим веса экипажа.

Читайте также  Подарок «Деда Мороза»

Почему я так много говорю про обмер? Потому что это Германия – торжество разума и рачительности. Страна, которая строит «мерседесы» и BMW. Потому и мерялись мы специально в Германии. Надо сказать, по-настоящему убило прокалывание парусов мерителями в нагруженных местах фирменными немецкими штампами, когда на фаловом угле гоночного грота пробойником перерубается до 15% силовых волокон кевлара. Разговоры, что никогда ни у кого с этим не было проблем, не помогают. Позже мы видели, как немецкие гонщики эксплуатируют свои гоночные паруса…

Итак, Кильская неделя. Это огромное мероприятие, где только оргкомитет регаты состоит более чем из 100 человек. В город с населением 250 тысяч человек за неделю приезжает до 3 млн туристов, поэтому фактически событие состоит из двух частей: культурная программа для туристов и организация непосредственно регаты. И замечу, что гонщики настоящих спортивных классов не видят здесь белого света: старты с утра до вечера, и к концу дня уже нет сил пошевелить телом от усталости, не то что принять участие в каких-либо мероприятиях.

Для туристов основу картинки составляют толшипы и олдтаймеры. Примером тому являлась офшорная гонка последнего дня в наших группах ORC1, -2, -3, -4. Когда в городе был объявлен парад парусов, нашу группу отвели далеко в море, где никто не видел ни нашего старта, ни нашего финиша. А когда мы финишировали, парад парусов уже кончился и моя команда тоже ничего не увидела…

Вообще, Кильская неделя состоит из нескольких параллельных жизней. Это туристическая набережная, фестиваль толшипов, неделя гонок олимпийских классов, неделя гонок неолимпийских классов швертботов и серия гонок для гандикапных классов ORC, в которой мы и принимали участие.

Для нас Кильская неделя состояла из серии отдельных гонок с отдельными награждениями.

Welcome Race – два дня прибрежных гонок в Экерн-фиорд и обратно. Каждая длиной примерно 20–25 миль. Эти гонки идеальны в качестве разминки перед основным событием в наших классах.

«Первая гонка в Экерн-фиорд. Истинный ветер свыше 20 узлов. Полная парусность. 10 человек на откренке. Жесткая лавировка. First 44.7 и Grand Soleil 43 не могут оторваться от нас. Мы давим их, идем с наветра, проходим. Над палубой звенящая тишина. Весь экипаж понимает, что мы идем на результат. Резкий грохот. Стаксель падает в воду. Нет фала…»

Kiel Cup Alfa — три дня коротких гонок по олимпийским дистанциям, так называемые Up&Down. В положении об этих соревнованиях говорится, что оргкомитет обязуется провести не менее девяти гонок за три дня. Гонки проходят в жестком режиме, и каждая состоит из трех петель. При проведении 4 гонок в первый день получилось 12 постановок попутных парусов и 12 постановок стакселей с соответствующими маневрами на знаках. Это предъявляет очень высокие требования к подготовке экипажей, их работоспособности.

Читайте также  Однажды лебедь, рак и щука, или Отборочные гонки на Кубок «Америки»

Silbernes Band – это длинный офшор, в этом году проводимый на дистанции 120 морских миль.

Senatspreisrace – заключительный офшор по прибрежной дистанции протяженностью 36 морских миль.

Таким образом, в этой серии гонок команда может проявить себя полностью, продемонстрировав потенциал как в гонках на большие расстояния, так и в коротких спринтах, где многое зависит от командной работы.

В этом году самыми массовыми были Welcome Races. Наши результаты в ней: в первый день – 17-е место из 25 яхт, во второй день – 14-е место из 25 яхт.

Конечно, мы прекрасно отдавали себе отчет, где поминутно сдавали свои позиции. Отстегнувшийся карабин геннакер-шкота в брочинге, плохо сделанные повороты оверштаг на двухметровой волне, которые останавливали лодку, недостаточно точная работа на гика-шкоте… А ведь мы соревновались с очень умелыми командами, среди которых было несколько лодок — чемпионов Европы.

«Небольшая заминка с постановкой геннакера на старте — и по нам с наветра проезжают калининградцы на 45-футовом Elliot. Садимся на их кормовую волну. Лодка выходит на глиссирование: 11… 12… 13 узлов! Летим, не собираясь отставать. И никакого шанса на ошибку, потому что твоя мачта в брочинге полетит в подветренную яхту, а ты врежешься в наветренную… Все идут 11 узлов, даже не глядя друг на друга…»

Далее были три дня коротких гонок. Для нас оказалось большим сюрпризом «массовость» регаты в нашем классе – всего 10 лодок в дивизионе ORC1. Причем фактически это были лодки всего из двух яхт-клубов Киля, и лишь на второй день к нам присоединился одинокий Х41 из Прибалтики. Мы с разочарованием обнаружили, что лодки, «заточенные» на офшор, просто не стали участвовать в этих «апендаунах», понимая свои места на финише. А мы попали под удар «калькуляторов» – лодок, оптимизированных под короткие гонки, у которых на гротах нет даже рифов (и еще много чего).

«Это больше напоминало фитнес-зал с непрерывной подачей нагрузки в течение 6 часов. Наверное, где-то на десятой постановке спинакера баковые начали теряться в пространстве. Люди переставали контролировать, какой круг мы идем и что им делать дальше…»

Что самое интересное: лодки гораздо больших размеров — такие как Хp44, имели практически равный балл с нашим Archambault 40. Но если на первом круге мы приходили в упор к 44-футовым лодкам, то на втором и третьем круге они от нас неумолимо отъезжали. И мы не успевали привезти им свой крошечный отрыв по гандикапу.

Читайте также  Карибские 600 миль

Потом наступила реабилитация офшорных лодок — длинная гонка. 120 миль с прогнозом на порывах «до 37 узлов», дождем и температурой ночью 10 °С. На check-in мне выдали список участников в нашей группе… Из 10 «апендаунщиоков» остались двое, все оптимизированные «калькуляторы» исчезли, стоило им лишь ознакомиться с прогнозом погоды. Чтобы сохранить массовость группы, нас объединили с ORC0, то есть с макси-яхтами.

«Немцы отменяют старт, когда мы «заваливаем» всю верхушку флота… Оставалось 20 секунд, мы уже летели на старт, выкинув 5 яхт за судейское судно и понимая, что выиграли секунды, которые нам еще очень пригодятся, и тут – стоп. Все сначала. Слишком нагло, товарищи русские…»

В последнем коротком офшоре ситуация выглядела так же. Не вышли «калькуляторы», снова объединение с макси-яхтами. Нас опять 10, всего 10. Смотреть на это было грустно. В этой гонке мы стали пятыми, пройдя дистанцию в 36 миль за 4 часа 20 минут…

Организаторы Кильской недели громогласно заверяют всех и каждого, что проводят соревнования высшего европейского уровня. А что увидели мы? Мы увидели 10 яхт из двух яхт-клубов Киля, которые очень выборочно стартовали, перед каждой гонкой высчитывая свои шансы выиграть и не сломаться. Знаете, при всей моей предубежденности к гонкам RORC в Англии должен признать, что High Lewel остался по другую сторону Кильского канала, в 400 миль к западу…

И все же… Все же наш коллектив свою задачу выполнил! Отстать на 3 минуты от скатанных экипажей – прекрасный результат! Особенно с учетом того, что лишь сейчас, после Кильской недели, наша яхта, которая начала гоняться только два месяца назад, получает новый гардероб парусов.

Так что же такое Кильское неделя? О нашем опыте я рассказал, но ведь есть береговая программа, олимпийские классы… С этой точки зрения, да, безусловно, Кильская неделя — грандиозное событие, организованное на высшем уровне, оставляющее глубокий след в памяти участников. Хотя в нашей памяти она тоже сохранится.

P.S. Мнение, высказанное в данной публикации, является глубоко субъективным взглядом изнутри рядового участника регаты. Оно призвано помочь задуматься другим русским экипажам перед принятием решения организации дорогостоящей кампании для участия в регате высшего уровня в неблизком от России месте.

Опубликовано в Yacht Russia №8 (55), 2013 г.