…Когда я ее увидел, то сразу понял, зачем приехал и в Сен-Тропе, и вообще на Giraglia Rolex Cup: чтобы посмотреть на Magic Carpet 3. И другие участники регаты приехали с той же целью, чего бы они там себе ни воображали. Конечно, иные могут думать, что приехали побеждать, но, видите ли, победить красоту – это утопия!
Текст Михаила Косолапова
Сила красоты
Giraglia Rolex Cup надо было провести не менее 60 раз и тем заслужить уважение, а заодно присутствие первых красавиц парусного спорта, чтобы в итоге мы смогли получить возможность вдоволь налюбоваться антрацитовой пустыней расплющенной, геометрически безупречной кормы (по-итальянски la popa) c двумя соразмерными, укутанными в чехлы штурвалами.
На фоне этой картины померк знаменитый «сен-тропезный» променад с блондинистыми старушками модельного вида и длинноногими моделями, обреченными до седых волос на ежевечернее счастье пожирания устриц и разглядывание яхтсменов из-за столиков прибрежных брассерий. Потерялись бродячий аттракцион в костюме «жандарма из Сен-Тропе» и роскошные моторные яхты на рейде, не говоря уж о пришвартованных «пыжом» на входе в марину яхты участников «попроще». Потерялись даже прозрачные коробки с наградными спонсорскими часами в «спортивной деревне», да и сами белые шатры «деревни», установленные на старой батарейной площадке внешнего мола, тоже померкли на фоне чернеющего в лучах заката левиафана.
Совершенное безумие выводить такую красоту в море. Во-первых, она может утонуть! Во-вторых, гоняясь в дивизионе макси-яхт – а где еще прикажете гоняться стофутовой Wally? — среди аскетичных спортивных болидов, она рискует быть битой или покореженной, а этого никак нельзя допустить. Будь моя воля, Magic Carpet 3 вытащили бы на берег, установили на подставку и водили бы к ней яхтсменов, их родителей, жен, детей и внуков, чтобы они дивились на чудо искусства и технологии, чувствовали себя «дрожащей тварью», испытывали катарсис и обновленными возвращались на свои убогие плавсредства. А лучше вообще было бы вырезать ее из цельного куска мрамора или обсидиана в назидание и наставление потомкам. Разве и так не ясно, что это сооружение «объедет» всех, потом вернется и снова «объедет»?
Что любопытно, так оно и вышло на самом деле. Именно Magic Carpet оказалась самой быстрой яхтой регаты. Главную гонку – знаменитый офшорный маршрут, который дал имя всему мероприятию, — Сен-Тропе – скала Джиралья – Генуя, она прошла примерно за 30 часов (для сравнения, нам на яхте First 40 CR для этого потребовалось около 47 часов, а мы очень старались выжать максимум скорости из нашей лодки). Представьте себе какой-нибудь монументальный «роллс-ройс», который стремительно скользит по трассе «Формулы-1», легко обходя свистящие от натуги, расплющенные по земле паукообразные авто. Никакой истерики, никакого запаха горелой резины и завывания двигателя – только легкое шуршание шин, колыхание шторки на заднем стекле и хлопок пробки, вылетевшей из бутылки шампанского. Примерно так выглядела Magic Carpet среди своих конкурентов по дивизиону IRC 0, а это, между прочим, двадцать семь макси-яхт, в том числе знаменитые Allegre, Jethou, Stig, которые тоже не пальцем деланы. Тем не менее все официальные фотоальбомы регаты наполовину состоят из Magic Carpet – похоже, не только я ценю красоту превыше разума и спортивных результатов.
Каждый выбирает по себе
Giraglia Rolex Cup состоит из трех этапов. Участники принимают участие в любом из них или во всех сразу на свое усмотрение, но часы дают только за последний офшор.
Первый этап, ночная гонка Сан-Ремо–Сен-Тропе, традиционно начинается в полночь. Сразу после церемонии открытия регаты и сопутствующего салюта чуть более двух третей заявленных в гонку яхт одновременно стартовали по ветру. Остальные участники присоединились к регате во Франции. Линия старта обозначалась проблесковыми буями, между которыми носился взад-вперед катер арбитра, и зеленым лазерным лучом. Парус выходящей на фальстарт лодки «вспыхивал» ярко-зеленым светом. Правда, для эффектного начала регаты ветра не было, и флот долго расползался по морю, хлюпая в ночи спинакерами и геннакерами.
Пятнадцать часов спустя, в пяти милях от Сен-Тропе, когда из окружающей дымки стали возникать и сближаться паруса участников, мы со своим дакроновым гардеробом каким-то чудом оказавшиеся впереди основной группы (ну, разумеется, правильно выбранная тактика, слаженная работа команды, отсутствие лавировки, точный расчет капитана) встретили знаменитый Stig (Baltic 72). Это карбоновое устройство пролетело встречным курсом по левому борту, развернулось за нашей кормой, за пару секунд убрало стаксель и выдернуло код Зеро, мгновенно подняло на мачту человека (судя по всему, команда Stig настраивала парус или замеряла «полярные» или еще какие диаграммы, да мало ли чем могут заниматься два десятка гонщиков-профессионалов), без труда «проехало» нас по правому борту и умчалось в городскую марину вместе с болтающимся на топе матросом. Однако…
Второй этап – французский — три дня прибрежных гонок по заливу Сен-Тропе. В брошюрке, которую получили в оргкомитете капитаны лодок, пронумерованы несколько возможных дистанций. В 11 часов утра устанавливается линия старта и в зависимости от погоды объявляется номер гоночного маршрута на день для каждого из «цветных» дивизионов. Примерно по 20–30 миль для всех и в 1,5–2 раза больше для «макси». Кстати, в конце второго дня устраивается грандиозная вечеринка с салютом для всех участников, а в конце третьего проходит награждение победителей второго этапа. Далеко не все из них выходят на заключительную гонку до Генуи. Возможно, у капитанов уже есть часы Rolex и вторые им не нужны.
Сначала по регламенту стартуют макси-яхты обмеров IRC и ORC («красные» – по цвету кружка на корпусе). Вслед за «красными» с пятиминутным интервалом на дистанцию уходят «зеленые» и «желтые». Сложная на первый взгляд, но довольно логичная система гандикапа позволяет хоть как-то рассортировать и привести к общему знаменателю больше двухсот яхт разного типа, размера и оснащенности. Хотя иногда результат сортировки выглядит забавно. Формулы обмеров скрываются от непосвященных, но в целом считается, что IRC более соответствует гоночным корпусам, а ORC – круизным. Разделение это, впрочем, довольно условно: лодки X-35 попадались во всех дивизионах. По какой системе обмерять лодку, решает капитан или владелец. Потом, в зависимости от величины коэффициента, ее распределяют в быструю «зеленую» или медленную «желтую» группы.
После финиша, когда участники возвращаются в порт – кто в цивилизованную марину, кто в гостевую кучу у внешнего мола, – на стенде оргкомитета вывешиваются дневные достижения: сначала по времени прихода, без коррекции. Тут все просто: первая — Magic Carpet, за ней — Stig и ему подобные, следом все остальные. Чуть позднее, по мере пересчета, результаты корректируются – и оказывается, к примеру, что наш «сороковой» First обошел «красную корову» Groupe Bel (Open 60), да-да, ту самую, которая потеряла мачту рядом с Азорскими островами на прошлогодней Vendee Globe. Каким-то образом мы с ней оказались в «зеленой», скоростной группе IRC A. На первый взгляд это странно: 18-метровая, семитонная, ультратехнологичная карбоновая «корова» со всеми своими штагами, парусами-крыльями, аутригерами, качающимся килем и выдвижными швертами (больше 350 лавировочных и 650 «полных» парусных метров) против конвейерной «бенетушки» (12 метров, семь тонн ламината и соответственно 100/180 кв. м парусов). Но гандикап поистине творит чудеса! В общем зачете регаты First 40CR – 22-е место, а «корова» – 51-е.
Но видели бы вы ее на ходу! Красная, с торчащими по сторонам «рогами», она не лезла в предстартовую кучу, опасаясь «забодать» прочих участников. Она стартовала в сторонке. Мелочиться на лавировку ей было ни к чему, она делала два длинных галса через весь залив, первой выходила на знак, летела по ветру к финишу и отправлялась занимать свое «коровье» место среди макси-яхт и пастись на набережной…
За третий, условно главный этап регаты скуповатый Rolex выделяет по штуке часов на всю победившую команду. Флот регаты стартует в полдень, огибает левым бортом камень у французского берега в 20 милях от залива Сен-Тропе и через север Корсики (та самая скала Джиралья) идет в Геную. На 240 миль дистанции обычно хватает двух суток, но тут как повезет. В прошлом году штиль на сутки задержал «желтый» дивизион.
Разумеется, Magic Carpet 3 выиграла гонку, но, увы, не побила рекорд прохождения дистанции. А могла бы! Рекорды Giraglia устанавливаются и оспариваются как раз стофутовыми лодками. Более того, последнее время одной и той же. В 2008 рекордном году она называлась Alfa Romeo, потом стала называться Esimit Europa…
Наши люди
Из 224 яхт регаты Giraglia Rolex Cup 61 я насчитал 18 чисто российских экипажей, и предполагаю еще 6-7 преимущественно российских лодок. И это по-настоящему примечательно: более 10% участников регаты – наши соотечественники! Впору добавлять русский к официальным языкам регаты: итальянскому, французскому, английскому. Тем более что наш яхтсмен по традиции к чужеродным языкам не склонен, иностранцев кроет на старте чисто по-русски. Что понятно и допустимо. Но в остальных ситуациях вежлив, учтив и толерантен, бланманже руками не хватает, пьет в меру, по чужим лодкам ходит аккуратно, а не топает, как медведь, и гоняется, да еще как гоняется!
Наивысшее российское достижение в этом году – победа Simfony Х-35 (капитан Павел Кузнецов) в дивизионе ORC B. Это закономерный итог многолетней охоты за призовыми часами команды екатеринбургских бизнесменов, усиленных «повелителем паруса» Евгением Неугодниковым.
Безусловно, как я уже говорил, тайной потребностью всех приехавших на регату было стремление предаться медитации от вида Magic Carpet 3. Но и желание победить со счетов сбрасывать тоже нельзя. С россиянами «сбросить» вообще не получится, потому что для российского яхтсмена, даже любителя, победа в любом парусном соревновании обычно главный мотив. Мы гоняемся даже там, где в этом нет явной необходимости. Победа над путешествующими через океан семьями с детьми на ARC для нас предмет гордости! И потому у России огромные перспективы на регатах подобных Giraglia Rolex Cup, где собираются вперемешку и любители, и спортсмены со всего мира, где свое веское слово говорит гандикап. И если тенденция сохранится, если русское присутствие на таких регатах будет только прирастать, то любая открытая гонка с гандикапом может стать нашей – не через год, так через несколько лет. Пример Simfony лишний раз доказывает, что нам доступно многое, очень многое в парусном спорте.
Опубликовано в Yacht Russia №8 (55), 2013 г.