Карибские 600 миль

Невероятный успех пятого сезона гонки RORC Caribbean 600 ошеломил даже самих организаторов. Если после прошлогодней гонки RORC скромно заявлял, что карибский марафон, пожалуй, заслуживает того, чтобы проводить его ежегодно, то теперь амбиции выросли на порядок. В 2015 году именно с карибской гонки начнется самое грандиозное событие гоночного сезона – Атлантическая океанская гоночная серия (AORS 2015).



Текст Расима Полоскина

Помимо RORC Caribbean 600 в обязательный зачет войдут две классические шестисотмильные дистанции – Rolex Fastnet Race и Rolex Middle Sea Race – и трансатлантическая гонка Ньюпорт, США – Лизард-Поинт, Великобритания. Организаторы гонки: Королевский яхтенный эскадрон и Нью-Йоркский яхт-клуб.

То, что отправной точкой этого масштабного проекта выбрана именно RORC Caribbean 600, доказывает: карибская шестисотмильная гонка теперь уже прочно заняла свое место в календаре самых именитых гоночных команд.

Чем же она привлекает все больше и больше яхтсменов со всего света? Чтобы понять это, нужно хотя бы раз пройти эту удивительную и сложную дистанцию.

Ну что, на старт?

Флагшток форта Шарлотты на самой верхней точке Геркулесовых Столбов отмечает створ стартовой линии. У выхода из знаменитой Английской гавани в стартовой зоне маневрируют самые знаменитые и быстрые суперъяхты; невероятной красоты классические шхуны из дивизиона «дух традиций»; разнобойный флот гоночных яхт младших дивизионов. В стороне – лодки со зрителями и болельщиками, над мачтами – вертолеты с фотографами и телеоператорами.

Невероятный по разнообразию флот – это первое, что поражает, когда экипажи еще только собираются на Антигуа в преддверии гонки. У причалов яхт-клуба рядом с 33-футовыми Figaro II покачиваются настоящие гулливеры парусного мира. RORC Caribbean 600 – единственная шестисотмильная гонка, где не установлен 100-футовый лимит на максимальную длину яхты. Так что даже макси-яхты здесь выглядят лилипутами рядом с представителями дивизиона суперъяхт. В прошлом году всех потрясла шестидесятиметровая Hetairos, вышедшая в свою первую гонку открытого моря. В этом году самой большой яхтой была 182-футовая Adela – шхуна постройки 1903 года из дивизиона «Дух традиций».

Не меньший интерес представлял и список экипажей нынешней гонки. В нем встречались такие имена, как двукратный олимпийский чемпион Джеспер Бэнк; действующий обладатель Кубка Жюля Верна и еще 27 разнообразных парусных рекордов – Брайан Томсон; участники кругосветных гонок Volvo Ocean Race Майк Сандерсон и Боу Беккинг.

От звездного состава, разумеется, ждали звездных результатов. Погода благоволила рекордам – все предстартовые прогнозы обещали устойчивый юго-восточный пассат в 6–7 баллов на все время гонки с возможными шквалами до 40 узлов. На старте раздувало до 30, так что большинство флота благоразумно зарифило паруса.

Уже через десять минут после старта рухнула мачта 100-футовой макси-яхты Liara постройки известной верфи Performance Yachts. Как лаконично описал происшествие один из членов экипажа: «Два оверштага – и мачта за борт».

Впрочем, маневры остального флота тоже щекотали нервы многочисленным зрителям, собравшимся на смотровых площадках. Высокий берег с подветра дал очень выгодный отход, так что яхты резались впритирку к прибрежным скалам и завораживающе красивым бухтам юго-восточного побережья Антигуа.

Читайте также  Двойная дуэль

Флот еще не растянулся по дистанции. То тут, то там разыгрываются короткие тактические поединки. Только фаворит гонки – британская супер-макси ICAP Leopard держится над схваткой. В этой гонке у него лишь виртуальный соперник – американская яхта Rambler 100, установившая в 2011 году рекорд RORC Caribbean 600: 40 часов и 20 минут на прохождение дистанции. Обладатель предыдущего рекорда и владелец Leopard – Майк Слейд был твердо намерен вернуть себе трофей. Прогнозы давали ему неплохие шансы выйти за пределы 40 часов.

Даже «тихоходам» из младших гоночных дивизионов погода в этом году дала уникальный шанс при свете дня рассмотреть все одиннадцать карибских островов, отмечающих извилистый маршрут гонки.

Уже через пару часов после старта основная часть флота вырвалась в открытый океан в сторону Барбуды, оставляя позади наветренный берег Антигуа.

Для большинства экипажей эти первые часы гонки дня словно сбывшиеся мечты всех гонщиков об идеальных условиях. Яхты несутся на полном курсе, разгоняясь на океанской волне. Радостные лица экипажей, полные паруса, форштевень режет пологую волну – что еще нужно для счастья? Недаром этот отрезок дистанции так любят яхтенные фотографы. Лучшие снимки RORC Caribbean 600 всегда получаются именно здесь, у рифов Барбуды.

Следующий отрезок, до острова Невис, – чистый курс фордевинд в сторону заката. Огромный красный диск солнца погружается в океан прямо по курсу. Тактики, сгрузив свежие погодные данные, пытаются просчитать, как лучше обогнуть с подветра два следующих знака – острова Сен-Киттс и Невис. Наступает первая ночь гонки.

Ночи на Карибах долгие. А звезды такие яркие и близкие, что всякий раз в экипаже начинается викторина: а вот это созвездие знаешь? Юго-восточный пассат дует все с той же силой, и лодка несется под спинакером, оставляя флуоресцирующий пенный след. Рулевые понемногу входят в ритм двухметровой попутной волны. В этом ритме есть что-то завораживающее, даже гипнотическое.

А впереди – один из самых сложных этапов гонки, «восьмерка Сен-Барта» и подветренные берега Сен-Киттс и Невиса.

Эти острова относительно невысоки, но скромность обманчива. Ветровая тень может поймать в нежданную ловушку. Если не знать местных вод, то почти наугад приходится решать, насколько мористее следует прокладывать курс, прежде чем заложить крутой вираж к крохотному островку Саба.

По геополитической иронии судьбы этот вулканический остров носит почетное звание самой высокой горы Нидерландов. Саба до сих пор принадлежит Голландии. Высота скалы почти километр, и огибать ее нужно правым бортом, с подветра. Несмотря на незначительные размеры острова, ошибка может стоить дорого.

Если рассматривать карибскую дистанцию как серию гонок, сложенных в один марафон, то пальму первенства по сложности, безусловно, следует отдать отрезку в сто миль после Сабы. «Восьмерка Сен-Барта» – самый выматывающий и самый непредсказуемый участок, где разворачиваются самые захватывающие поединки между соперниками.

Читайте также  Философия ARC

Из-за господствующих ветров от Сабы до Сен-Барта выходит чистая лавировка к наветренному знаку. Часть флота сваливается к Сен-Мартену, надеясь на выгодный отход ветра в прибрежной зоне. Другая часть, откручиваясь короткими контргалсами, режется напрямую к скалам Сен-Барта. Универсального выигрышного решения в этой лотерее нет. Например, несмотря на богатейший опыт команды, отличный старт и высокую скорость на первом участке, ICAP Leopard на подходе к Сен-Барту проигрывал своему виртуальному сопернику – Rambler 100 – три десятка миль.

После огибания Сен-Барта в ход идут спинакеры, и яхты устремляются к проливу между Сен-Мартеном и Ангильей – самым северным из Подветренных островов в Малом Антильском архипелаге. Тут ждет очередной парусный аврал – и опасная лавировка.

В этом узком проливе множество необставленных скал и рифов. В прошлом году мы проходили этот участок ночью, в новолуние, ориентируясь по карте и звуку прибоя. Когда в нынешней гонке оказались здесь при свете дня – удивились собственной смелости. Наибольшее преимущество здесь получают те, кто хорошо знает местные воды и не боится лезть под самый берег. Выигрыш на лавировке в проливе Ангильи может дать хороший отрыв до самого финиша – если удастся его сохранить. После многочисленных маневров, парусных авралов, тактической борьбы с соперниками экипажи выходят из пролива снова к острову Сен-Барт – и понимают, что это только половина пути.

Наибольшее количество сходов с дистанции происходит на следующем участке, который длится 140 миль по прямой от Сен-Барта до Гваделупы. В нынешней гонке на этом рубеже от дальнейшей борьбы отказались шесть экипажей.

Рывок на юг от «восьмерки Сен-Барта» до Гваделупы – это многочасовой адреналиновый полет в острый галфвинд на максимальной скорости, которую только способна развить яхта – и выдержать экипаж. Налетающие порывы и боковая волна требуют невероятной концентрации от шкотовых и рулевого. Именно эти полторы сотни дают наилучший шанс претендентам на рекорды. Катамаран Paradox смог разогнаться здесь до 38 узлов и в итоге пришел к финишу с отставанием всего в 11 минут от рекордного времени в дивизионе многокорпусных яхт.

И хотя тактик экипажа ICAP Leopard Хью Эгни до старта сетовал на неудачное для них направление ветра как раз на этом участке, именно на отрезке от Сен-Барта до Гваделупы британцы показали свою лучшую скорость, сократив разрыв с контрольным временем Rambler 100 всего до одного часа.

Но именно в конце этого скоростного участка гонщиков поджидает ловушка, в которой нередко гибнут надежды на победу. Подветренный берег Гваделупы…

Склоны этого самого большого из Карибских островов возвышаются над морем на полтора километра, накрывая огромной ветровой тенью изрядную часть прибрежных вод. Самую сложную тактическую задачу карибской гонки приходится решать каждый раз заново – в надежде найти единственно правильный ответ. Тактик выдает расклад: яхта в трех милях впереди встала и безуспешно пытается увалиться мористее. Но в 15 милях от берега, судя по трекингу, стоит в безветрии еще пара соперников. Наши действия, шкипер?

Читайте также  Однажды лебедь, рак и щука, или Отборочные гонки на Кубок «Америки»

Команда с ожиданием смотрит на тебя. В этот момент скорее хочется подбросить монету и положиться на случай, чем принимать решение, которое может стоить нескольких потерянных часов. Идем к берегу.

И происходит чудо: на каких-то полчаса ветер стихает до пугающей отметки в два узла и вдруг набирает прежнюю силу.

Пожалуй, именно эти первые минуты, первое дуновения крепкого ветра после предательского затишья – самый волнующий момент гонки. Вырвались! Пусть впереди еще долгая лавировка в проливе под южным берегом Гваделупы, чтобы вырезаться к острову Дезирад, и ветер разгоняет такую короткую и злую волну, что с берега по телефону сообщают: еще две яхты перед нами сошли с дистанции. Ты понимаешь, что теперь уже идешь к финишу, хотя впереди еще полторы сотни миль открытого океана, и результат в немалой степени зависит от твоей выносливости. Прямой курс в бакштаг от Гваделупы на север к Барбуде, затем полный галфвинд от Барбуды к скале Редонда – и на финишную прямую.

Для большей части флота это третья ночь в море, в гонке при шести-семи баллах, в стремлении выжать максимум из парусов и своих собственных сил. С дистанции в этом году сошел даже 72-футовый стальной Challenger, построенный специально для кругосветных гонок. При этом экипажи в дивизионе Figaro II на своих 33-футовых спортивных лодках отчаянно и стойко боролись до последней минуты.

На 40 милях финишной лавировки от Редонды к Антигуа можно отыграть немало. Выгодной традиционно считается левая сторона, под западным берегом, где слабее встречное океанское течение. Наш ближайший соперник впереди, Swan 46 Milanto, ушел от Редонды именно туда. Но более сильный ветер и несколько удачных заходов по правой стороне принесли нам в итоге полтора часа отрыва на финише. Впрочем, после пересчета по гандикапу этого оказалось недостаточно, чтобы улучшить наш прошлогодний результат.

Несмотря на хороший гоночный ветер, в этом сезоне устояли почти все рекорды RORC Caribbean 600 прошлых лет. Конечно же, главное разочарование постигло ICAP Leopard, претендовавшего на самое быстрое прохождение дистанции. Потеряв много времени при огибании Гваделупы, британцы в итоге пришли к финишу с отставанием в пять часов от рекордного времени.

На победу в общем зачете до последней минуты претендовала мини-макси JV72 Bella Mente. Лидируя почти всю дистанцию по исправленному времени, она привезла своему ближайшему сопернику, Cookson 50 Privateer, семь часов. Но после пересчета по гандикапу победа и главный трофей RORC Caribbean 600 достались владельцу Privateer американцу Рону О'Хэнли.

Как говорят профессионалы, карибская шестисотмильная дистанция настолько сложна и непредсказуема, что пройти ее идеально просто невозможно.

Может быть, в этом вызове и кроется главная привлекательность гонки RORC Caribbean 600 для многих яхтсменов самого разного уровня – от любителей до чемпионов.

Опубликовано в Yacht Russia №4 (51), 2013 г.