Отличная скорость! Потому что правильная настройка грота…

Правильно настроенная яхта идет гораздо быстрее и комфортабельнее. После рассказа о тонкостях настройки стакселя мы описываем различные особенности настройки грота

Текст Ларса Болле

Яхтсмены-крейсеристы относятся к настройкам парусов далеко не так, как яхтсмены-гонщики. Для последних настройка профиля паруса с целью получения наибольшей скорости является жизненно необходимой вещью. Успех или неудача видны тут же на фоне соперников.

Для крейсеристов же максимизация скорости не играет столь большую роль. Плохо настроенный, сморщенный парус наглядно показывает отношение к настройке и скоростному потенциалу яхты, равно как и частое хождение под одним только стакселем. Комфорт для многих экипажей является более важной вещью, чем выигрыш пары-тройки минут в ходе многочасового перехода.

И поэтому тема комфорта играет очень важную роль при настройке парусов крейсерской яхты. Как мы уже неоднократно говорили, рыскливость яхты на ветер, ее стремление к приводу на всех острых курсах может создавать проблемы и для комфорта. Когда паруса испытывают избыточное давление воздуха, яхта получает излишний крен – то, к чему крейсеристы мало стремятся. Крен дополнительно увеличивает стремление яхты на привод. Последствием этого является усиленное давление на руль и неспокойное рыскливое поведение яхты. Альтернативой является рифление парусов, но это вынужденное действие и последнее, к которому прибегают, когда настройка парусов ничего больше не дает.

Для начала следует попытаться максимально использовать текущее давление ветра на парус в сложившихся условиях. Надо отметить, что яхта с правильно настроенными парусами даже в сильный ветер может заметно быстрее и – что немаловажно! – гораздо спокойнее, чем яхта под зарифленными, но плохо настроенными парусами. Последнее происходит оттого, что уменьшенная площадь парусов перестает быть эффективным демпфером, уменьшающим размахи качки. Так что рифление в ряде случаев способно только усилить качку, хоть и ослабив при этом крен.

Правильной настройкой можно также повысить и долговечность парусов. Надо признать ошибкой широко распространенное мнение, что сильное натяжение фалов и оттяжек вредит ткани паруса, так она при этом растягивается. Хуже всего для паруса, когда он потравлен и полощется на ветру. При этом в его мякоти возникают такие нагрузки, которые не может вызвать никакая оттяжка. Плоско набитый грот может испытывать гораздо меньшие нагрузки, чем зарифленный, гораздо из-за более пузатого профиля будет сильнее заполаскивать.

Для того чтобы успешно настроить грот, необходима, разумеется, правильная настройка мачты и всего вооружения. Это никогда не бывает поздно – ее можно (и порой даже нужно) выполнить даже в разгар сезона, если это необходимо. Впрочем, мы отвлеклись.

На следующих страницах вы прочтете все о возможностях настройки грота и их влиянии на большинство яхт. Особое внимание следует обратить на настройки грота, закручивающегося в мачту.

Гроты, имеющие закрутку в мачту, в последние десятилетия получили очень широкое распространение.

Современный закручивающийся грот, как говорит Сёрен Хансен, эксперт из компании Elvstrom, «имеет почти такие же площадь парусности и эффективность, как и стандартный грот с рифами». Хорошо настроенный сворачиваемый грот почти (но все же почти!) равноценен настроенному классическому парусу. Да и распространенное мнение о более высоком весе вооружения с закруткой в мачте против классического – это тоже больше предубеждение. Разница в весе между двумя этими типами вооружения на Hallberg-Rassy 412 составляет 58 кг.

Некоторые из гротов с закрутками – например, такие, как использованный для фотографий этой статьи парус от Elvstrom серии Epex, задуманы и выполнены роскошно: в частности, имеют сквозные вертикальные латы. Подобная технология, которая предлагается также и некоторыми другими парусными мастерами, позволяет иметь заметный горб по задней шкаторине, иногда согласно Сёрену Хансену этот горб может быть даже больше, чем у классического грота. Попросту за счет того, что вертикальные латы могут изгибаться сильнее, чем горизонтальные, и поэтому горб такого грота может заходить сильнее за ахтерштаг. Все же у таких парусов есть и обратные стороны – прежде всего, цена, по каковой причине их редко удается встретить на чартерных яхтах. Там гораздо чаще попадаются варианты с прямой задней шкаториной и без каких-либо лат вообще. При этом из-за отсутствия лат гроты с прямой задней шкаториной теряют форму гораздо быстрее, чем паруса со сквозными латами. Поэтому настроить такие паруса крайне трудно и все попытки придать им правильную форму, как правило, напрасны. Все, что можно сделать с ними при усилении ветра, так это растянуть их до предела плоско, не позволяя заполаскивать по шкаторинам.

Читайте также  Вадим Ждан: "Отпуск зимой - это всегда выбор"

Настраиваем мачту

Правильная базовая настройка мачты и всего вооружения в целом есть база для всех дальнейших настроек.

Тип и последовательность действий для правильной настройки мачты всегда одинаковы при практически любом виде вооружения. После установки мачты топ-ванты заводятся на свое место «начерно» — они набиваются не сильно, лишь бы только не провисали. Затем следует контроль за наклоном мачты – в большей части случаев они должна быть наклонена в корму на 1-3°, это регулируется форштагом. Теперь следует точно установить мачту в ДП яхты. Для этого при помощи отвеса или грота-фала (важно – под натяжением!) измеряют расстояние от топа мачты сначала до ноков краспиц по обоим бортам, потом – до вант-путенсов по обоим бортам. Важно добиться того, чтобы расстояния для правого и левого бортов были одинаковы. Чтобы исключить ошибку, вызванную неравномерным натяжением отвеса или фала, есть смысл работать с динамометром, прикрепленным к его концу. Важно, чтобы мачта получила правильную предварительную нагрузку, иначе впоследствии она может изгибаться уже неконтролируемо. Это касается также и современных мачт с закрутками грота. Важно отметить, что сегодня и мачты с закрутками (в отличие от прошлых времен) допускают изгиб в продольном направлении, он для них совершенно нормален, просто должен быть несколько меньше, нежели у классических мачт. Мачты с закруткой также должны быть настроены более жестко, чем обычно, чтобы не очень сильно прогибаться в продольном и поперечном направлениях.

На сайте журнала yacht.de вы можете найти подробные видеоруководства по настройке различных типов мачт.

Гика-шкот

Правильная работа с ним является важнейшей настройкой на борту.

Форма задней шкаторины грота дает лучшую справку по правильности настройки паруса. Поэтому на задних краях лат-карманов должны быть колдунчики. У гротов, сворачиваемых в мачту, колдунчики часто отсутствуют, так как они легко отрываются при сворачивании паруса. Все же поскольку они очень важны, от них не стоит отказываться – необходимо постоянно пришивать или приклеивать новые на место оторвавшихся.

Колдунчики на задней шкаторине при правильной настройке должны быть направлены прямо в корму, лишь верхняя ленточка время от времени может отклоняться под ветер. Если и нижние нити колдунчиков отклоняются под ветер, то это означает, что гика-шкот перебран и должен быть постепенно стравлен до нужного положения.

При сильном или шквальном ветре нужно обращать внимание на то, чтобы гика-шкот в любой момент мог быть сброшен или потравлен, чтобы открыть заднюю шкаторину и уменьшить угол атаки. Это уменьшает крен при шквале и позволяет сохранить лодку под контролем.

Читайте также  Соединяй и властвуй

В нормальном состоянии гика-шкот должен быть туго добран, чтобы грот давал лодке как можно больше хода.

Грота-фал и оттяжка Каннигхэма

Положение максимального пуза паруса регулируется при помощи натяжения передней шкаторины. Ее можно растягивать как вверху, так и внизу.

При усилении ветра наибольшая глубина профиля паруса – его пузо – смещается в корму, что вызывает появление горизонтальных складок по передней шкаторине. При этом парус становится менее эффективным. Этому можно противодействовать, сильнее набив грота-фал. Однако большая сила трения в блоках и лик-пазе приведет к тому, что большая часть силы тяги пропадет и эффект будет едва ли заметен в нижней части шкаторины. Поэтому в данном случае может помочь использование оттяжки Каннингхэма. В большинстве случаев необходимое для заведения оттяжки очко уже есть на парусе и находится примерно в 30 см выше нижней шкаторины, остается лишь пропустить через него снасть. С ее помощью можно будет дополнительно набить нижнюю часть передней шкаторины, что смещает пузо паруса вперед. Паруса, снабженные закруткой, не имеют оттяжки Каннингхэма по конструктивным причинам, так как они выполнены гораздо более плоскими.

Ахтерштаг

От его натяжения зависит изгиб мачты, поэтому он имеет сильно влияние на профиль паруса.

Помимо изгиба мачты натяжение ахтерштага еще влияет и на стрелку прогиба форштага, так что настройка ахтерштага влечет за собой массу последствий. Для грота изменение погиби мачты означает заметное изменение профиля. Как сильно можно изогнуть мачту, зависит от типа вооружения. Если краспицы сильно отогнуты назад, то возможен сильный прогиб мачты в средней части, но это достигается не столько натяжением ахтерштага, сколько натяжением верхних вант. Если краспицы расположены строго перпендикулярно ДП, то место их соединения с мачтой является наиболее жесткой частью мачты. Ее изгиб в основном происходит выше и ниже краспиц. Современные мачты с дробным вооружением, у которых точка крепления форштага располагается ниже точки крепления ахтерштага, можно изгибать заметно сильнее, чем старые мачты с топовым вооружением. Причиной этого является, во-первых, отсутствие рычага при расположении точек крепления фор- и ахтерштага на одной высоте, во-вторых, конструктивные особенности. Старые мачты, как правило, имеют сечения и толщины заметно большего размера и – по причине совсем иной философии – не рассчитаны на заметный изгиб.

Удочка на топе мачты может дополнительно повысить изгибающее действие ахтерштага.

Оттяжка

На очень полных или слишком острых курсах гика-шкот может уже не справляться с задачей контроля задней шкаторины. Эту функцию берет на себя оттяжка.

Чем сильнее потравлен грот, тем меньшей становится доля вертикальной составляющей в его тяге. Уже примерно с полветра (в зависимости от длины погона каретки шкота) гика-шкот контролирует лишь угол атаки паруса к ветру, но никак не форму его задней шкаторины. Управление задней шкаториной и профилем паруса становятся более невозможны. Функции гика-шкота перенимает оттяжка гика. Без нее гик сильно поднялся бы кверху и скрутил бы парус так, что он почти полностью потерял бы свою эффективность. Верхняя треть паруса в таком случае вовсе не производит тягу, открываясь и уходя под ветер. В целом для компенсации этого следует сильнее добирать гика-шкот, что сильно смещает центр давления паруса в корму, усиливая и без того сильную на галфвинде рыскливость.

Так как оттяжка действует под углом к гику, ее рычажное воздействие на него ограничено. Это приходится компенсировать большими усилиями, которыми оттяжка воздействует на гик, поэтому обычно конструкция оттяжки довольно массивна. Чем сильнее ветер, тем сильнее надо добирать оттяжку. В ее настройке могут помочь колдунчики на задней шкаторине грота (см. раздел «Гика-шкот» выше).

Читайте также  Всегда на связи

Каретка шкота и погон

На острых курсах они – совместно с гика-шкотом – являются важными вспомогательными средствами.

На слабом ветре каретку гика-шкота следует вынести на ветер и набить гика-шкот так, чтобы задняя шкаторина грота не была бы очень сильно закрыта. Чем сильнее будет набит шкот, тем меньшим будет изменение угла атаки паруса по высоте. При усилении ветра следует продолжать держать заднюю шкаторину закрытой, для чего нужно увеличить угол атаки, потравив каретку по погону. Если погона нет, можно воспользоваться оттяжкой, но она будет менее эффективной из-за изгиба грота. Длинный погон каретки в кокпите делает возможным быстро обезветрить грот, сбросив с него порыв, что особенно важно при шквальном ветре.

Грота-шкот

Грота-шкот имеет очень большое влияние на глубину профиля в нижней части паруса.

Даже при легком ветре нижняя шкаторина обычного грота на острых курсах должна быть набита так туго, чтобы шкаторина плотно прилегала к гику. Большинство парусов скроены таким образом, что именно при такой настройке они имеют оптимальную форму. Для парусов, снабженных закруткой, это правило не подходит. У них в нижней части мало полноты, потому что она при закручивании паруса в мачту будет образовывать складки, мешающие уборке паруса. Грота-шкот парусов, снабженных закрутками, следует настраивать так, как показано на рисунке справа. Подсказка кроется в самой форме: профиль при такой настройке примет вид такой же, как у классического грота.

Для обоих вариантов подходит следующее правило: при усилении ветра надо сильнее набивать грота-шкот.

Рифим парус с закруткой

Паруса с закруткой получили свое распространение благодаря облегчению работы с ними. Но и для них есть свои правила рифления.

Возможность уборки на закрутку облегчает рифление закручиваемых парусов, однако при этом следует обращать внимание на определенные особенности. Так, у закручиваемого грота нет ряда риф-шкентелей, но может быть предусмотрена разметка. Но есть смысл во всех случаях – даже когда ее нет – развивать в себе чувство паруса, ощущая, насколько уменьшается нагрузка на него в процессе пошаговой закрутки, когда каждый шаг означает уборку примерно 50 см (по нижней шкаторине паруса).

Хотя рифление грота с закруткой очень легко, все же и здесь есть один принцип: предусмотрительно рифить парус сильнее, чем это кажется нужным. Так как развернуть парус обратно (если это вдруг понадобится) все же гораздо легче, чем свернуть его.

При рифлении (как и при постановке) грота, снабженного закруткой, следует потравить ахтерштаг. Поскольку при изогнутой мачте в процессе сворачивания грота на нем будут образовываться складки, мешающие уборке паруса. Грот следует поднять топенантом вверх – выше горизонтального положения, чтобы внизу не собиралась излишняя мякоть паруса. Это может заклинить систему. При сворачивании паруса следует следить за тем, чтобы каретка грота-шкота имела свободный ход, но сам грота-шкот находился бы под небольшой нагрузкой. Иначе парус при сворачивании может получить маленькие складки, которые могут непоправимо повредить ламинат или заклинить парус в пазе мачты.

При развертывании паруса следует иметь ветер в направлении 20° по правому борту, это поможет легче раскрутить парус из прорези на мачту, о которую он не станет биться на таком курсе.

всегда хорошо заметны, что помогает точно дозировать нагрузку.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №8 (55), 2013 г.