Компьютер для яхты

Какое устройство лучше всего использовать на борту яхты: ноутбук, планшет или стационарный компьютер? Мнения разделились, так что мы расскажем обо всех плюсах и минусах различных приборов. 

Компьютер помогает решать многие вопросы, в том числе когда он находится на борту яхты. При условии, конечно, что он работает должным образом. Практически все задачи, для которых требуются электронные приборы, можно решить с помощью установленных программ или приложений. На первых порах их достаточно много и они вызывают восторг в первую очередь у молодой части экипажа. Однако через некоторое время многие приложения исчезают из повседневного использования, но отдельные особенно удобные программы, например навигационные, продолжают успешно и активно использоваться.

Таким образом, планшет или компьютер постепенно становится неотъемлемой частью бортового оборудования. Для тех, кто в принципе не выходит из дома без своего iPad, на первых порах это не проблема. Однако со временем компьютер на борту используется все больше и больше, и наступает момент, когда приходится задуматься об устройстве, задуманном специально для яхты. Тогда и встает вопрос, что же лучше подходит для этой цели: отдельный планшет, ноутбук или стационарный компьютер? Ответом, разумеется, будет «все относительно». Другими словами, все зависит от того, какие у вас потребности.

Выбор платформы (PC или Mac) мы на данный момент оставим без внимания. Тот, кто решит использовать на борту ноутбук, скорее всего, имеет об этом определенное представление. Что касается мобильных платформ, то кардинальных различий между ними нет. Стационарные же компьютеры на базе iOS на яхте чрезвычайно редки.

Компьютер на борту

Зачем вообще нужен отдельный компьютер для использования только на борту судна? Все-таки у большинства пользователей есть планшет или ноутбук, а для выполнения совсем простых задач достаточно даже смартфона. В принципе все так, но ведь эти устройства используются и для других целей, а это значит, что довольно часто меняется конфигурация программного обеспечения. Новая программа здесь, дополнительный драйвер там, добавьте сюда еще и различные автоматические обновления, и в результате навигационная программа, например, больше не может подключиться к GPS. Или приложение бортового журнала сообщает, что оно не совместимо с последней версией Java. Хорошо еще, если это обнаружится до выхода в плавание. Согласитесь, неприятно, если вы рассчитывали использовать навигационную программу, а в результате будете вынуждены заново планировать свой маршрут по бумажной карте.

Для этого и нужен отдельный яхтенный компьютер: на него устанавливаются только те программы, которые предназначены для использования на борту и ничего больше, тогда никаких неожиданностей не возникнет. Самой надежной защитой от неприятных сюрпризов стало бы полное отсутствие выхода в Интернет, но такой вариант чрезвычайно неудобен. Тем более что, например, GRIB-файлы прогноза погоды для навигационных программ запрашиваются и получаются извне. Лучше всего будет деактивировать все автоматические обновления и даже самостоятельное подключение устройства к сети. Здесь важнее всего устойчивое функционирование, а допотопный внешний вид самой системы – фактор второстепенный. Вряд ли вам понравится программное обеспечение с неожиданно выскакивающими ошибками, даже если оно будет обновлено до самой последней версии.

Читайте также  Особый случай – сильный ветер

Если вы вносите какие-либо изменения на этом компьютере, лучше еще раз перепроверьте работу всех важных программ. В целом компьютер может с легкость стать мультимедиацентром для прослушивания музыки и просмотра видео. Но с одним условием: воспроизведение должно идти с собственного жесткого диска или носителя данных. Категорически не рекомендуется устанавливать новое ПО или приложения, если, конечно, вы не хотите мириться с нестабильно работающей системой.

В зависимости от цели применения можно выделить три категории устройств. Разница заключается не только в подходящих программах, но и в наличии аппаратного обеспечения, пригодного для использования в море. Особое внимание уделяется следующим критериям: водонепроницаемый корпус для работы «на воздухе», водонепроницаемые штекерные разъемы, работа от 12-вольтной бортовой сети и, наконец, возможность совместной работы с бортовой навигационной электроникой.

Планшет

Как правило, у самого модного устройства вычислительная мощность чуть ниже, чем у «настоящего» компьютера. Впрочем, это не столь критично, поскольку программы (приложения) выполняют не очень много функций, а работают они достаточно быстро. Для навигации обычно используется только самое необходимое – положение на карте, несколько путевых точек и прокладка маршрутов. Для управления яхтой этого достаточно, к тому же это идеальное решение, чтобы при хорошей погоде вести судно, если, конечно, у планшета есть встроенная GPS. Тогда весь процесс – правда, в течение ограниченного времени – проходит без каких-либо подключений.

Не все планшеты изначально пригодны для работы в суровых условиях. Впрочем, сейчас продаются различные футляры и дополнительные чехлы, которые делают их водонепроницаемыми (см. тест в журнале YACHT №…). Чтобы прибор можно было эксплуатировать в течение длительного времени, нужно каким-то образом подключить его к питанию, и это соединение обычно никак не защищено. Как правило, данные из бортовых систем можно переносить только беспроводным способом. С одной стороны, это хорошо, поскольку обеспечивает водонепроницаемость, а другой – здесь снова требуется специальное бортовое оборудование.

Другой способ передачи морских карт на планшет может осуществляется с помощью совместимого с сетью WLAN-плоттера. Такие устройства есть, например, у компаний B&G, Raymarine и Simrad. В таком случае планшет работает в качестве портативного второго экрана для встроенной навигационной системы. Это идеальная комбинация, особенно если карт-плоттер, который все еще нежелательно держать на солнце, установить в кокпит. Тогда защищенный планшет можно разместить на столе для карт в качестве дополнительного рабочего места. Недостатком прибора является ограниченная яркость экрана на всех планшетах, что приводит к определенным ограничениям по работе вне помещений. В этом случае не поможет даже специальный чехол.

Читайте также  Уходим завтра в море – экзамен для яхты

Программное обеспечение для планшетов, прежде всего для самостоятельной навигации, судя по нашему опыту, работает не всегда стабильно. В какой-то степени могут помочь периодические перезагрузки прибора, однако особенно полагаться на устройство не стоит.

Ноутбук

Наличие аккумулятора позволяет использовать прибор даже в случае короткого замыкания на борту. Время работы зависит от конкретной модели устройства и запущенных программ и составляет от одного до семи часов. Для использования в качестве навигационного прибора необходимо дополнительно подключать GPS, встроенные системы встречаются редко. Еще один недостаток при использовании на борту – недорогие ноутбуки не предназначены для использования вне помещений. И все же при наличии дополнительного аппаратного обеспечения возможно построить систему, которая едва ли уступит стационарному компьютеру. Можно сделать практически все: водонепроницаемый внешний экран в кокпите, пригодный для использования на солнце, USB-конвертер для подключения к AIS и NMEA0183, Ethernet-адаптер для отображения карт с картплоттера, экран высокой четкости (HDTV) для просмотра кино на борту. Однако стоит помнить еще о двух недостатках такой системы. Во-первых, во всех недорогих моделях установлены вентиляторы, и потому они довольно сильно шумят. Во-вторых, и периферия, и питание подключаются к самому устройству, что приводит в результате к целым клубкам спутанных проводов, лежащих на столе для карт, что усложняет поддержание прибора в работоспособном и пригодном для выхода в море состоянии.

Еще одной проблемой становится подключение к сети: у 12-вольтного адаптера, как правило, не очень хорошее заземление. Добавьте сюда интерфейсный адаптер без гальванической развязки, и в худшем случае вы получите перегоревшие провода.

Однако значительное преимущество ноутбуков (и планшетов) по сравнению со стационарным компьютером заключается в том, что при необходимости их можно взять с собой, например, в интернет-кафе или домой. Альтернативой ноутбуку может являться несколько нетбуков с меньшим экраном, несколько меньшей вычислительной мощностью, однако и меньшим потреблением энергии и практическим полным отсутствием шума.

Стационарный компьютер

Основные отличительные черты такого устройства – это возможность установки, подходящей для длительного плавания, доступный интерфейс и работа непосредственно от бортовой сети постоянного тока. На хороших бортовых яхтенных компьютерах не слышно даже шума работающего вентилятора, кроме того, у них есть встроенные разъемы для соединения согласно спецификации NMEA0183, то есть имеющие гальваническую развязку на шине ввода данных.

Благодаря стационарной (и зачастую закрытой) установке компьютер постоянно под рукой и готов к работе, поэтому необходимость в ноутбуке или планшете отпадает. Он легко выполняет необходимые задачи, например, он может взять на себя функции по управлению системой электропитания на борту. Техобслуживание, а также, например, установка обновлений или нового программного обеспечения, скажем, данных карт должно производиться только на борту. Ну а тот факт, что в результате придется провести на яхте больше времени, вряд ли расстроит большинство яхтсменов.

Читайте также  Шхеры - дружелюбные скалы

Три альтернативы

У каждого устройства есть свои особенности. Ноутбук, и прежде всего планшет, лучше всего использовать в чартерных прогулках. Стационарный компьютер лучше подходит для постоянного использования на борту.

Бортовой компьютер

Планшет

Ноутбук

Полностью готов к эксплуатации при первой необходимости. Не нужно ничего распаковывать, ничего подключать, не будет никаких перепутанных проводов, никаких «забыл дома». На нем установлено только необходимое для плавания ПО. Дети не смогут унести его к себе в комнату и что-нибудь в нем напутать, а вам не стоит беспокоиться за офисные приложения. Проблем с подключением нет, устройства имеют необходимые разъемы и интерфейсы, зачастую даже NMEA, и кроме того водозащищены. Компьютер работает от сети 12 вольт.

Актуально и модно: монолитный корпус с аккумулятором. Работает от прикосновений к тач-скрину. Навигация может работать через встроенную систему GPS без дополнительного аппаратного обеспечения; провода отсутствуют. Но есть и минусы: зарядки, как правило, не хватает на целый день, а экран зачастую слишком блеклый для использования вне помещения. Приложения для этих устройств часто предлагают только самые базовые функции. Чехлы, подходящие для длительных плаваний (как на фотографии выше), стоят дополнительных денег Для постоянного подключения к сети необходимы провода.

Классическое решение: полноценный компьютер с привычной клавиатурой. Не требует специальной установки, но придется разместить большое количество проводов на навигационном столе: как минимум, необходимы подключения к сети и датчику GPS. Держатели, действительно подходящие для длительного плавания, имеются только у профессиональных устройств, в остальных случаях остается полагаться на собственную фантазию. Дополнительное аппаратное обеспечение – монитор в кокпите и конвертер-переходник – увеличивает сходство со стационарным компьютером. Наличие аккумулятора делает устройство независимым от бортовой сети, так что его можно без проблем взять с собой на сушу.

+ Всегда на борту

+ Нет запутавшихся проводов

+ Подходящие разъемыты сопряжения

— Зависимость от бортовой сети

— Цена

+ Универсальное устройство

+ Выгодная цена

— Только беспроводная передача данных

— Плохо читаемый экран на солнце

— Ограниченное время работы

+ Универсальное устройство

+ Полноценный компьютер

— Мало разъемов (необходимы конвертеры)

— Приборы для использования вне помещений стоят дорого

— Ограниченное время работы

Опубликовано в Yacht Russia №56 (9 — 2013)