Чартер в России: 10 регионов, 50 яхт-клубов

Внутренний чартер… А что это такое и есть ли он в России? Может ли наша страна предоставить яхтсменам, желающим провести отпуск внутри России, привычный уже для нового поколения комплекс услуг? Насколько развито в наших клубах предоставление лодок в чартер, есть ли у них на территории гостиницы или апартаменты, каковы будут расценки – такими примерно вопросами мы задались, приступая к сбору информации о десяти основных яхтенных регионах страны…










Текст Артура Гроховского

Если суммировать всю полученную информацию, она сводится к хорошо известному выражению: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет …» Мы столкнулись с откровенным безразличием некоторых региональных парусных федераций. Мы увидели полнейшее равнодушие отдельных руководителей клубов и стоянок к любого рода отношениям с гостями, выходящими за банальную формулу «ставь яхту и плати». Мы с изумлением узнали, что некоторые директора яхт-клубов даже не слышали о том, что клуб может предлагать яхты в чартер. (Особенно печальна в этом отношении – за некоторыми исключениями – ситуация на Волге и в Калининграде.) Мы даже убедились в том, что в России есть яхт-клубы, начальники которых просто не желают озвучивать в телефонном разговоре (или по электронной почте) цены на свои услуги, равно как и сам их перечень (и таких, с позволения сказать, «клубов» — не один и не два). Это – с одной стороны.

С другой же стороны мы познакомились и с подлинными энтузиастами своего дела, готовыми все рассказать– причем не только о своем клубе, но и о местных достопримечательностях на сотню километров окрест– и даже показать их. Готовыми помочь и с трансфером, и с размещением, и с услугами гида или экскурсовода, – да хоть на своей личной машине привезти гостей из аэропорта к себе в клуб!

И сейчас, проведя это своего рода исследование внутренних акваторий (пожалуй, первое за всю историю нынешней России), мы не просто популяризируем клубы и стоянки России (а их в наш обзор вошло ни много, ни мало, а ровно 50). Мы пытаемся сдвинуть тот камень, под который, как известно, не течет вода – дать и яхтсменам возможность понять, где и какие услуги (и по какой цене)они могут получить, и заставить руководителей клубов и федераций (а также частных инвесторов) задуматься о расширении (или попросту создании) сервиса.

Фактически этим материалом мы выполняем работу Федерациипарусного спорта России, целью которой, согласно Уставу, является «развитие в Российской Федерации всех форм парусного спорта и парусного яхтинга и их пропаганда…»

 
1. «Сяду, поеду на Дальний Восток…»

Дальний Восток (и входящий в него Приморский край) – уникальный по своим природных и климатическим характеристикам регион. Всевозможных заповедников, заказников, национальных и природных парков здесь более двух дюжин. Богатство флоры и фауны, изобилие нигде более не встречающихся видов животных и растений – вот одно из главных его достоинств. Такие целебные растения, как аралия маньчжурская, женьшень, лимонник, левзея, элеутерококк произрастают только в этих краях.

Парусный спорт в этих краях особенно активно развивается во Владивостоке, где стараниями мецената Михаила Ермакова появился крупный яхт-клуб «Семь футов» (тел.: +7 (423) 251-0467). Клуб располагает всем необходимым для яхтсменов – есть кран, целых три слипа. Имеются электричество, вода, заправка топливом, возможность ремонта, в том числе довольно серьезного. Цены на стоянку яхт на воде – 950 рублей за квадратный метр в месяц. На территории клуба гостиниц нет, но в нескольких минутах ходьбы сразу несколько хороших отелей.

Клуб располагает двумя собственными гоночными монофлотами, предлагаемыми в чартер: это яхты «Конрад-25Р» и Platu 25. Главное гоночное мероприятие клуба – регата Кубок залива Петра Великого (с 3 по 14 сентября), хотя «Семь футов» проводит и массу других соревнований высокого уровня. Немало любителей парусного спорта из Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга регулярно летают на проводимые клубом «Семь футов» соревнования или организовывают свои собственные (например, регату «Пеликан»), пользуясь базой и яхтами «Семи футов».

Есть здесь возможность взять в чартер и крейсерскую яхту длиной от 35 до 44 футов (цена – от 18 до 40 тысяч рублей в день). Акватория в районе Владивостока изобилует природными красотами, есть немало островов и прекрасных якорных стоянок, так что этот вид услуг пользуется спросом. Высоким сезоном региона в яхтенном смысле являются август и первая половина сентября.

Да, пожалуй, нигде еще в нашей стране не увидишь столь богатой природы. Для любителей рыбалки существует необычная ее разновидность: ночная рыбалка на кальмара.

Владивосток располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой, от аэропорта аэроэкспресс приходит прямо в центр города, такси до клуба «Семь футов» обойдется примерно в 1200 рублей.

Еще одним местом достаточно активной парусной жизни на дальнем Востоке является Хабаровск. Город Хабаровск известен практически каждому жителю России – на самой крупной денежной купюре Банка России достоинством 5000 рублей изображен один из главных символов Хабаровска – памятник графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому, генерал-губернатору Восточной Сибири при Александре IIОсвободителе. Агрессивной политике графа обязанаРоссия возвращением Амура, отданного Китаю в 1689 году, а также укреплением владений России на Камчатке, сыгравшимогромную и героическую роль во времена Крымской войны. Сам оригинальный памятник был утрачен в первой половине 20-х годов прошлого века, он был восстановлен в 90-х годах по хранившейся в Русском музее модели.

Река Амур судоходна практически на всем протяжении, но значительная часть ее (от Покровки до Хабаровска – порядка 2000 километров) закрыта для плавания частных и маломерных судов. Амур больше всего характерен своей ихтиофауной – по обилию разнообразных видов рыб эта река не знает себе равных в России: если, к примеру, в Волге водится 77 видов разных рыб, то в Амуре без малого полторы сотни, из которых четверть имеет промысловое значение.

Скоростные суда на подводных крыльях связывают Хабаровск с Комсомольском-на Амуре и Николаевском-на-Амуре.

В Хабаровске яхтсменов страны ждет в гости яхт-клуб «Водник» (тел.: +7(4212) 58-3080). В своем составе клуб имеет ДЮСПШ, располагающую флотом из почти 60 гоночных швертботов, а также флот более крупных яхт численностью около двух дюжин. В силу мелководности акватории Амура в районе Хабаровска большую часть их составляют лодки класса «Микро», но есть и несколько крупных килевых судов.

Яхт-клуб официально предлагает услуги аренды своих судов для гонок и плаваний по Амуру в районе Хабаровска: цены колеблются от 1500 рублей за час до 10–12 тысяч рублей за сутки.

Остров Сахалин является одной из самых восточных территорий нашей страны и крупнейшим островом России. Когда-то служивший местом ссылки и каторги (закон о ней был принят ровно 140 лет назад – 23 мая 1875 года), сегодня он развивается, постепенно превращаясь в один из центров нефтегазодобычи. Несмотря на относительную бедность природными богатствами и красотами (по сравнению с материковой частью края), Сахалин может кое-чем удивить своих гостей. Например, рыбаков: только здесь водится (и ловится) самая крупная в стране пресноводная рыба калуга, отдельные экземпляры которой вырастают в длину до 5 метров, имея при этом вес порядка одной тонны. К востоку от Сахалина расположен остров Тюлений – крупнейшее лежбище морских котиков. Встречаются здесь и сивучи – самые крупные морские звери семейства ластоногих.

К сожалению, сегодняшний экономический подъем пока еще не коснулся парусного дела – если в советское время яхт-клубы были в пяти городах Сахалина, то сегодня фактически действует лишь один из них – в городе Холмске, где благодаря усилиям нескольких подвижников функционирует детская парусная школа. В течение 20 с лишним лет после распада СССР на острове не было практически никакой парусной жизни, поэтому неудивительно, что сегодня энтузиасты, желающие воссоздать яхт-клубы, сталкиваются с массой проблем – от отсутствия матчасти до элементарной нехватки тех людей, кто мог бы работать тренерами.

Яхт-клуб «Водник» города Холмска (тел.: +7 (42433) 51-051) располагает флотом крейсерских яхт польской постройки (Cetus, Conrad 25, Conrad 46) и большим количеством детских яхт – в парусной школе сегодня обучаются более 60 детей. К сожалению, официальной услуги чартера судов не существует, но по договоренности с капитанами можно организовать плавание по Татарскому проливу или даже вокруг острова. Мореходным и вместительным шхунам типа Conrad 46 такие плавания вполне по плечу.

2. «Славное море, священный Байкал…»

Озеро Байкал – это крупнейший в мире (по объему воды) пресноводный водоем, самое глубокое и самое чистое озеро планеты с невероятно прозрачной водой.Оно находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро является одной из туристических жемчужин России, ибо само оно и его берега отличаются невероятным разнообразием флоры и фауны, при этом значительная часть видов животных эндемична, то есть больше не встречается нигде в мире. Одних только уникальных пород рыбы в водах Байкала обитает 27. Прозрачность воды и обилие рыбы сделали озеро популярным и среди дайверов.

Красота и суровость природы Байкала привлекает сюда множество туристов. На восточном берегу озера особой популярностью пользуется Баргузинский залив, рядом с которым идет строительство туристско-рекреационной зоны «Байкальская гавань». Одним из красивейших уголков на Байкале считается Чивыркуйский залив, который изобилует живописными бухтами, загадочными островами, целебными источниками. Хороший вид на залив открывается с вершин Святого Носа, на который можно попасть из поселка Усть-Баргузин.

В тридцати километрах южнее устья реки Селенги находится залив Посольский Cор, где обосновались два туристических лагеря — Култушная и Байкальский прибой. Множество турбаз предоставляют там разнообразные туристические услуги.Почти на самом севере озера действует труднодоступный курорт Хакусы, добраться до которого возможно только по воде (или зимой по льду).

На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская тропа — система экологических маршрутов и один из прекраснейших способов для туристов увидеть уникальную природу и насладиться захватывающими видами и панорамами Байкала.

На Байкале и вокруг него находится множество памятников природы, культуры, исторических и археологических достопримечательностей, в том числе скала Шаман-камень, Чивыркуйский залив, Баргузинский залив, Ушканьи острова, бухта Песчаная, мыс Скала Шаманка на острове Ольхон, мыс Лударь, мыс Рытый.

Официально навигационный сезон длится здесь пять месяцев: с 15 мая по 30 октября. Картографическое покрытие хорошее, есть подробная лоция озера и прилежащих акваторий. Особенности навигации таковы: на озере четыре основных направления ветра – знаменитый ивоспетый в песнях баргузин, верховик,култук и сарма. При этом верховик и култук относятся к ветрам «продольным», дующим вдоль всего озера и поднимающим на нем самые сильные волны (особенно славится этим култук). Верховик может дуть до 10 дней подряд, култук обычно не столь продолжителен. Баргузин дует поперек озера, его скорость редко превышает 20-22 м/с, но в одноименном заливе она может достигать и 30 м/с. Сарма – самый сильный ветер Байкала (скорость может достигать 50–60 м/с), погубивший больше всего людей.

На озеречасто встречаются подводные камни, топляки. Штилевые дни в начале летабывают довольно часто: в июне их количество составляет 24–25, в июле – 14–15, в августе – 11–13, в сентябре –7–8. На воде прохладно почти всегда, сама вода холодная (летом +8-9° С, местами +14–15° С). Это неудобство вполне компенсируется многочисленными горячими источниками. Берега озера во многих местах приглубые, что позволяет подходитьк ним на килевых яхтах.

Крупнейший город рядом с озером Байкал–Иркутск. Тампрямо в черте города находятся два популярных яхт-клуба: «Иркут» и «Бриз».

Клуб «Иркут» (тел.: +7 (3952) 35-0074) –самый большой яхт-клуб города, в котором сегодня базируется до 80 частных яхт и катеров. Яхт-клуб располагает неплохим сервисом, в нем есть парусный флот, доступный для прогулочного чартера по озеру. Примерные цены – от 300 до 500 долл. США за один день, проведенный под парусами на Байкале.

В регионе имеются популярные парусные мероприятия: в начале июня на Иркутском море проходит традиционная трехдневная регата «Паруса России», в начале августа на озере проводится недельный Кубок Байкала (две офшорные гонки длиной по 90 миль плюс четыре гонки по короткой дистанции), в последние выходные октября на Иркутском море яхтсмены участвуют в трехдневной регате «Бархатная осень». В состязаниях участвуют до 40 вымпелов – от яхт класса «Микро» до 50-60-футовых судов.

Еще одним популярным клубом Иркутска является «Бриз» (тел.: +7 (3952) 50-8140).

В Иркутске есть аэропорт, много гостиниц;договорившись с каким-либо яхт-клубом, можно организовать трансфер.

Ниже по Ангаре яхтсменов готов принять яхт-клуб города Братска (тел.: +7 (3953) 37-2611). Одна из главных «фишек» этого клуба – организация походов и коротких плаваний по Братскому водохранилищу на 40-футовой крейсерской яхте из состава клубного флота (короткие выходы – 1000 рублей в час, длинные переходы – по договоренности). Яхт-клуб также приглашает гостей принять участие в проводимых им регатах (цена участия – 3500 рублей).

Плавания по Байкалу можно начинать и из Республики Бурятия. Самый удобный для начала такого плавания город – это Северобайкальск, в котором располагается яхт-клуб «Белый парус» (тел.: +7 (951) 633-9688). Ближайший к нему аэропорт – Североангарск, яхт-клуб может предоставить услуги трансфера для компаний из шести человек и более. В клубе есть электричество, гостиница, по заказу – заправщик, кран, септик. Официально в нем нет фирм, предлагающих услуги по аренде яхт, но широко действуют частные договоренности: примерная цена чартера 9-метрового крейсера («полутонник») составляет 12–16 тысяч рублей в сутки.

3. «Урал, опорный край державы…»

Уральский регион исключительно разнообразен по своей природе. Яхтсменам здесь может быть интересно обилие озер, многие из которых судоходны, славятся чистейшей водой и покоряют сердца своей первозданной красотой.

Несмотря на удаленность региона от основных морей, Урал известен своими яхтсменами и парусными регатами, более того, город Снежинск принято считать местом создания одной из школ отечественного парусного спорта – особенно в категории матч-рейсов.

На Урале два основных центра занятий парусом – это города Екатеринбург и Челябинск (и их спутники).

Екатеринбург известен практически любому яхтсмену страны своим первоклассным яхт-клубом «Коматек», расположенном на Верхне-Исетском пруду (а также яхтенной верфью «Спрей»). Этот яхт-клуб первым в нашей стране начал популяризировать гонки в формате матч-рейс, основав одну из самых известных международных регат в России – «Ява-Трофи» (тел.: +7 (912) 670-0711).

Небольшие размеры Верхне-Исетского пруда, расположенного прямо в черте города, не дают яхтсмену больших возможностей для крейсерских плаваний, поэтому клуб специализируется на гонках. Для тех, кто приезжает сюда со своими яхтами, здесь есть слип и кран. Цены на стоянку колеблются от 5 до 8 тысяч рублей в месяц. Официально действуют услуги гоночного чартера: клуб располагает монофлотом яхт типа «Рикошет-747», предоставляя их на проводимые клубом гонки (стоимость чартера входит в стартовый взнос). На время тренировки стоимость аренды яхты со шкипером составляет 3 тысячи рублей в час.

На территории самого клуба гостиниц нет, но поблизости в городе они находятся в изобилии, при этом для спортсменов, прибывающих на соревнования, проводимые клубом (а их масса), многие отели устанавливают специальные цены с большой скидкой.

Челябинск – один из центров оборонной и металлургической промышленности, в связи с чем у многих наших сограждан сложился стереотип этого города как грязного промышленного мегаполиса. На самом деле Челябинск считается одним из самых благоустроенных наших миллионников, занимая шестое место по качеству жизни горожан. Помимо промышленных предприятий (число которых здесь и в самом деле велико), город и его окрестности гордятся большим количеством природных и культурных памятников.

Читайте также  Хорватия. Кварнер. Маленькие острова большого залива

Челябинск, прозванный во времена Александра IIIБлагословенного «Воротами в Сибирь», располагает большим количеством интересных музеев, среди которых особо надо отметить Музей декоративно-прикладного искусства Урала, Музей ЧТЗ, Музей железнодорожной техники Южно-Уральской железной дороги, Музей военной техники в саду Победы. Очень интересен Челябинский зоопарк, созданный уже в наши дни (ему всего 20 лет) группой энтузиастов.

В окрестностях Челябинска находится огромное количество (более двух тысяч) озер, многие из которыхпредставляют интерес для «мобильных яхтсменов». Одним из красивейших является озеро Увильды, отличающееся от большинства соседних озер необыкновенно чистой и прозрачной водой, пригодной для питья без кипячения (более того, она считается целебной – исключительно хорошо заживляет язвы и ранки по причине присутствия в ней небольшого количества естественного природного антибиотика). Причина этого феномена заключается в тектоническом происхождении озера, при этом почти все окружающие Увильды озера наполнены довольно мутной водой, подобными качествами не обладающей.

Озеро имеет размеры 15 на 10 километров, на его территории находятся несколько десятков островов. Еще одной загадкой природы является остров Вязовый – он весь покрыт вязами, нигде более в окрестностях озера не встречающимися. Изобилие рыбы и прозрачная вода привлекают на озеро не только рыбаков, но и дайверов. Вода прохладна, но летом в отдельные дни прогревается до +22° С. Ветра в основном слабые, особенно в начале лета.

На Увильды в районе особо охраняемой природной территории гостей рад встретить гостеприимный яхт-клуб «Восточный» (тел.: +7 (902) 861-6066), располагающий причалами для стоянки 25 яхт и находящийся в 80 километрах от Челябинска. В июне этот клуб проводит две регаты – одну в День России (12 июня), другую – «Восточный ветер» – в конце месяца. На нее прибывает масса яхт из соседних с Уралом регионов – например, из Тюмени. Флот этот, разумеется, трейлерный, большую его часть составляют лодки класса «Микро».

Услуги стоянки для гостевых яхт стоят от 5 до 8 тысяч рублей за месяц в зависимости от размера яхты. Есть слип, возможна помощь крана, к сожалению, плохо с сервисом: статус особо охраняемой территории не позволяет иметь на территории клуба заправку и многие другие виды услуг, но есть туалеты, питьевая вода и летний шатер кают-компании. Проживание на территории клуба пока, увы, возможно только в палатках (впрочем, в окрестностях есть немало турбаз и гостиниц).

Еще одно необычное озеро в окрестностях Челябинска – это знаменитый Тургояк. По чистоте своей воды оно способно дать фору Увильды и во всем мире соперничает лишь с Байкалом – в отдельные дни прозрачность воды в нем достигает 17 метров. Причина проста – Тургояк располагается в метеоритном кратере: упавший 10 миллионов лет назад метеорит выбил в горных породах наклонную «сковородку» (со временем заполнившуюся водой), выбросив из нее все осадочные породы, загрязняющие воду. Возникшие в горной породе глубокие трещины постоянно подпитывают озеро артезианской водой, поэтому ее температура довольно низкая – она редко поднимается выше +17° С.

Специфика происхождения озера объясняет и его большие глубины (25–35 метров), и крайне приглубые берега – даже на килевой яхте практически в любом месте можно «ткнуться» носом в берег. Из-за того что озеро лежит в кратере, ветер здесь специфический – очень любит непредсказуемо «крутить», за что получил у местных яхтсменов прозвище «полный тургояк».

На Тургояке яхтсменов готов принять яхт-клуб «Чайка» (тел. +7 (3513) 59-1610), располагающим практически всем необходимым. Здесь есть слип, можно вызвать кран, стоянка для яхт, прибывших на гонки, бесплатная. Для тех же, кто пожелает привезти сюда свою яхту на целый сезон, стоимость стоянки составит 36 тысяч рублей.

Яхт-клуб официально предоставляет услуги фрахта своих яхт (разумеется, только на то время, когда в клубе не проводятся спортивные соревнования) – это минитонники типа «Нева». Стоимость чартера «Невы» на одни сутки без шкипера составляет 7 тысяч рублей, на один час со шкипером – полторы тысячи рублей. На территории клуба нет гостиницы, но их немало рядом.

Расстояние от Челябинска до «Чайки» составляет около 100 километров, от Миасса – около 10.

4. «Белое море – горло России…»

Несмотря на природную страсть людей к теплу и солнцу, есть немало тех, кто готов вечно восторгаться суровой красотой северной природы, тех, для кого отпуск за полярным кругом – главное удовольствие в жизни. Внутри России такие яхтсмены могут реализовать свои северные планы на акватории Белого моря, где есть немало интересных мест для посещения.

Центром их, конечно, был и остается Соловецкий архипелаг, который состоит из шести крупных и приблизительно семидесяти небольших островов. Несмотря на окружение самым соленым из внутренних морей России, на архипелаге 639 пресных озер. Главной достопримечательностью и духовным центром островов является Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь, место обороны в Крымскую (она же Восточная) войну, первый лагерь для политических заключенных в советскую эпоху (СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения). Многие из малых островов Белого моря хранят память о прошлом – на них находятся скиты (уединенные обители монахов-отшельников).

Ежегодно в конце июля – начале августа здесь проходит традиционная Соловецкая регата – старейшая в Архангельской области. Начинается и заканчивается она на Соловецких островах, различные этапы ее проходят как в акватории Соловков, так и в других близлежащих частях Белого моря. Традиционно на нее собираются участники из Архангельска, Северодвинска, Чупы, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Общая протяженность гоночных маршрутов 260 миль.

Навигация по Белому морю – вещь крайне непростая в силу того, что оно, как говорят поморы, «дышучее». Амплитуда приливов здесь одна из самых значительных на побережьях России и в отдельных местах в сизигию достигает 10 метров (в обычное время 7 м). Хотя в большинстве районов моря приливы все же заметно умереннее и обычно не превышают 2–2,5 метров. Но в Кандалакшском заливе берега скалистые и очень приглубые, яхты могут стоять носом в берег, не испытывая никаких проблем при падении уровня воды. Помимо приливов во многих местах можно столкнуться с обилием топляков. В Онежском и Кандалакшском заливах немало камней.

На Белом море яхтсменов ждут сразу несколько клубов. Например, Чупинский морской яхт-клуб (тел.: +7 (921) 523-4498). Яхтсмены, которые приедут сюда со своей яхтой на трейлере, могут удивиться, как просто осуществляется ее спуск на воду: трейлер заезжает на осушку и ждет прилива. А вот услуги крана обойдутся очень дорого (около 10 тысяч рублей), потому что вызывать его приходится аж за 60 километров. Зато по отношению к гостям здесь проявляется истинно северное радушие: стоянка парусной яхты бесплатна в течение целых пяти дней. На территории клуба есть два коттеджа (на 4 и 8 человек), сауна, возможно подключение к электричеству. Заправка рядом в поселке, а вот вода, увы, только привозная.

Клуб официально предлагает свои яхты в чартер: для этого есть полу- и четвертьтонник, а также большая деревянная яхта соломбальской постройки. Фрахт полутонника (на пятерых гостей) с капитаном, помощником и питанием обойдется в 10 тысяч рублей в сутки.

Доехать до Чупы можно поездами мурманского направления, ближайший аэропорт находится в Мурманске (350 км), такси от аэропорта до клуба будет стоить около 7 тысяч рублей.

В Архангельске, «с другой стороны» Белого моря, парус всегда был родным для людей, живших на берегу красавицы Северной Двины: с незапамятных времен на Беломорье был развит корабельный промысел.

Архангельск относится к числу самых северных исторических городов нашей страны. Город вытянулся вдоль набережной Северной Двины в силу сложившегося бытового и хозяйственного уклада города-порта, а также природных условий – заболоченной местности.

На расширенную и благоустроенную набережную выходят архитектурные достопримечательности, среди которых подворье Соловецкого монастыря и старейшее в России здание Гостиного двора, барочная церковь.Ряд деревянных домов конца XIX – начала XX вв. ныне перемещен и вновь собран на одной из старых улиц, которая стала пешеходной заповедной зоной.

В окрестностях Архангельска находятся многочисленные памятники деревянной архитектуры. В 25 км к югу от Архангельска, вверх по течению Северной Двины, в холмистой живописной местности создан Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Карелы», где собраны многочисленные памятники XVI – начала XX вв. из различных районов Русского Севера, воссоздается облик старых северных поселений.В 75 км от Архангельска, также на берегу Северной Двины, расположено село Холмогоры – центр художественного промысла – холмогорской резной кости (ныне представлен работами Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова).К северу от Архангельска, вниз по течению Северной Двины находится Новодвинская крепость — первая бастионная приморская крепость в России. Крепость возведена в 1701–1721 гг. по указу Петра I для защиты Архангельска от нападения с моря.

Официально навигационный сезон в Архангельске длится с 15 мая по 30 октября. С июня по август – белые ночи.

В Архангельске функционирует Парусный центр «Норд» им. Ю.С. Анисимова (тел.: +7 (8182) 23-3225), где на балансе около 100 детских швертботов и более 70 частных яхт и катеров. Расположена парусная школа в центре города, имеет территории для летней и зимней стоянок, электричество (вода привозная), возможно предоставление крана до 16 тонн. Цены за стоянку варьируются в зависимости от длины корпуса: от 500 до 3000 рублей в сутки. В 100 метрах от гавани есть гостиница.На другом берегу реки расположен Архангельский речной яхт-клуб (+7 (8182) 26-9626), который базируется в гавани МЧС и ГИМС. Заход в гавань возможен при осадке не более 1,5 м.

В городе Северодвинске (50 км от Архангельска) базируется некоммерческое партнерство яхт-клуб «Север» (тел.: +7 (818) 427-7674), где стоят около 25 частных яхт и катеров, 10 детских швертботов. Проход со стороны моря и реки в клуб достаточно сложный.

В Архангельской области официально нет фирм, предлагающих услуги по аренде яхт, но широко распространены частные договоренности. Примерная цена – 1500 рублей в час.

5. «Речки, болота, озера необъятных онежских просторов…»

С 1972 года Онежское озеро – второе по величине озеро Европы – стало одним из центров парусного спорта страны: на нем постоянно проводилась Онежская регата, она же – открытый чемпионат по парусному спорту среди крейсерских яхт, ставшая на многие годы крупнейшей в стране (участие в ней принимали свыше полутора сотен яхт). С 2011 года озеро стало и постоянным местом проведения популярногопарусного состязания Банковский кубок (с 16 по 26 июля в этом году). В настоящее время оба соревнованияобъединены, единая регата носит название Онего – Банковский кубок.

Беломоро-Балтийский канал соединяет Онегу с Белым морем, река Свирь (как принято считать, самая «электрифицированная» в Европе из-за обилия светящих знаков навигационной обстановки) соединяет Онегу с Ладогой, а Волго-Балтийский водный путь – с Волгой. Онежское озеро, таким образом, лежит на перекрестке трех водных путей, при этом находясь на примерно равном удалении от Москвы, Петербурга и Петрозаводска, что и сделало его удобным местом «очной встречи» множества яхтсменов страны.

При этом надо отметить, что географические особенности озера – затопленные и заболоченные берега, особенно в его южной, низкой части – затрудняют организацию там полноценных портов и стоянок. Более того, в южной части практически нет и защищенных якорных стоянок. В этом смысле Онежское озеро чем-то похоже на Ладожское, южная часть которого тоже сравнительно мелководна.

Поэтому главным местом парусной жизни на Онеге является столица Карелии город Петрозаводск, основанный Петром Великим еще в 1703 году. В нем расположен Петрозаводский яхт-клуб (тел.: +7 (911) 664-8808), предлагающий яхтсменам слип (кран – по вызову), электричество (вода – только привозная) и плавучую заправку рядом. Стоимость стоянки гостевой яхты составляет 100 рублей за метр длины в сутки. Яхт-клуб находится на окраине Петрозаводска, он не имеет собственной гостиницы или апартаментов, но ближайшая городская гостиница находится всего в полутора километрах. Официально услуги чартера яхт в клубе нет, неофициально же яхту длиной 8-9 метров можно арендовать (вместе с капитаном) по цене порядка 2000 рублей в час (или 15 000 рублей за сутки).

Петрозаводск и его окрестности обладают большим количеством уникальных памятников старины, что делает посещение Онежского озера интересным и запоминающимся событием. Из особо интересных объектов в самом городе находятся Архитектурный ансамбль Круглой площади конца XVIII века, здание бывшей губернской мужской гимназии, и набережная Онежского озера с большим количеством скульптур — подарков от городов-побратимов и другие. Неподалеку от Петрозаводска находится Кондопога, известная с 1495 года. Главная достопримечательность города — Успенская церковь, памятник деревянного зодчества Онежского озера, воздвигнутая в 1774 году.

Но, безусловно, главной достопримечательностью Онеги является остров Кижи с его знаменитым историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником. На его территории находится почти сотня памятников деревянной архитектуры XV—XX веков. Центром острова является архитектурный ансамбль Кижского погоста XVIII века, состоящий из летней двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня, зимней девятиглавой церкви Покрова Богородицы и шатровой колокольни.

Еще одно любопытное место для посещения на Онеге – знаменитые онежские петроглифы (наскальные знаки), которые находятся на восточном побережье на скалах мысов Бесов Нос, Кладовец, Гажий, Пери Нос, а также на острове Гурий. Они датируются примерно третьим тысячелетием до н. э.

Климатические условия озера не самые простые, шквалы могут налетать порой с чистого неба, имеются часто встречающиеся местные ветры, главными из которых считаются три: юго-восточная «торока», вызывающая сильное и опасное для небольших судов волнение, юго-восточный же «галицкий ерш» и юго-западный «шалоник», обычно наблюдающийся в конце лета и представляющий значительную опасность для малых яхт.

6. «Как по Волге-матушке, по реке-кормилице…»

Одной из важнейших внутренних акваторий России, без сомнения, является Волга, связывающая сегодня – благодаря системе каналов – Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское и Черное моря, объединяя тем самым Юг, Север и Северо-запад страны. В географическом отношении Волгу принято делить на Верхнюю Волгу (от истока до впадения Оки), Среднюю Волгу (до впадения Камы), Нижнюю (до места ответвления рукава Бузанв 46 километрах ниже Астрахани и дельту Волги. Длина судоходной части реки превышает 3000 километров.Строительство в советское время сети гидроэлектростанций, плоти и шлюзов создало на Волге несколько крупных водохранилищ (иногда называемых «морями»), являющимися одними из традиционных мест отдыха на воде. Приволжские города изобилуют памятниками старины и иными историческими и культурными достопримечательностями, что может сделать грамотно организованный поход по Волге незабываемым событием.

Крупнейшие города, расположенные на Волге (от истока к устью) – это: Ржев, Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Сызрань, Саратов, Камышин, Волгоград, Астрахань. Практически во всех этих городах располагаются более или менее крупные яхт-клубы или яхтенные стоянки.

Одним из первых, если так можно выразиться, яхт-клубов, расположенных на Волге, если идти от ее истока, является небольшой клуб «Тверца» (тел. +7 (4822) 476-174), расположенный в Твери рядом с Речным вокзалом. Это современный клуб, оборудованный всем необходимым – глубоководные причалы с электричеством, эллинг, кран и слип, возможность ремонта, мини-гостиница. К сожалению, клуб не предоставляет возможности взятия яхт в аренду. Наиболее интересная достопримечательность рядом с ним – крупный Ботанический сад, один из лучших в стране.

Читайте также  Пелопоннес. Забытый берег Греции

Ниже Твери на Московском море возле Дубны располагается клуб «Конаково»,обладающий сразу двумя спортивными монофлотами: килевыми яхтами J/70 (аренда стоит 15 тысяч рублей в день) и швертботами эМ-Ка (7,5 тысяч рублей в день). Есть также швертботы «Луч», а для детей – «Оптимисты».

Для желающих приехать сюда со своей лодкой предоставляются кран и слип, стоимость стоянки составляет порядка 7 тысяч рублей. Яхт-клуб находится на территории четырехзвездочного гостиничного комплекса, поэтому с проживанием гостей никаких проблем нет.

Клуб «Конаково» сегодня является одним из центров развития парусного спорта в нашей стране, поэтому на его базе проводится значительное количество спортивных регат самого разного уровня – от обычных корпоративных регат до общенациональных состязаний.

Для тех же, кто в парусе ищет не спорт, а отдых, найдет для себя в Конаково (который, по сути, является многопрофильным центром отдыха) немало интересного – от спа до охоты, и от веревочной переправы до небольшого «контактного» зоопарка.

Ниже следует Рыбинское водохранилище – одно из крупнейших на Волге, на нем прекрасно проводятся и прибрежные гонки, и даже оффшорные. Часто говорят, что оно расположено на «перекрестке циклонов», во всяком случае, волна здесь бывает свыше двух метров, а шквалы налетают порой внезапно.Уровень водохранилища тоже непостоянный – изменения его в пределах 2-3 метров за сезон являются нормой. Сам Рыбинск стоит на перекрестке водных дорог из Москвы – на север на Белое, Онежское и Ладожское озера до Санкт-Петербурга или Белого моря, и на юг, по р. Волга, в Каспийское или Азовское моря.

Хотя Рыбинское водохранилище открыто для свободного плавания почти по всей своей акватории, существуют многочисленные мифы о небезопасном плавании по нему. Это связано с тем, что водохранилище искусственное, оно было создано путем затопления жилых площадей с городами, церквями и другими постройками. Однако стоит отметить, что все подобные постройки, как-то затопленные города, церкви, старые шлюзы и т.д. отмечены на навигационных картах. Таким образом при нормальной навигационной подготовке к плаванию по водохранилищу проблем не возникает.

На водохранилище присутствуют и готовы принять гостей современные яхтенные стоянки и яхт-клубы: например, «Порт Весьегонск» (тел.: + 7 (4852) 68-0169), расположенный в Дарвинском заповеднике Тверской области – здесь при оформлении соответствующих разрешений можно получить потрясающую рыбалку (в том числе – в сопровождении егеря). В клубе имеются почти все виды сервиса, есть вода, электричество, стоимость стоянки составляет 70 рублей за метр длины в сутки.Помимо этого, клуб «Порт Весьегонск» осуществляет полный туристический сервис: великолепный отель, отлично оборудованная стоянка, егери, сауна и т.д.Клуб существует при компании CreativeWine, которая выпускает вино, портвейн и клюквенные настойки, поэтому остановка может быть сопровождена экскурсией на предприятие с дегустациями.

Яхт-клуб некоммерческого партнерства «Рыбинская парусная школа» (тел.: +7 (4855) 25-1673)на сегодня предоставляет услуги стоянки яхт длиной до 15 метров, которые обеспечиваются береговым электропитанием и пресной водой. В настоящее время здесь ведется проектирование рекреационного комплекса, который будет обладать развитой инфраструктурой.Но чартер яхт и катеров отсутствует полностью.

Ниже по Волге, в районе города Ярославль река достаточно узкая, плавание маломерных судов в этом районе осложняется наличием нефтеналивного рейда, где проводятся перегрузочные работы. Однако благодаря сильному промышленному потенциалу города, близости Рыбинского водохранилища и хорошему финансированию еще во времена СССР, Ярославль выпустил много достойных яхтсменов.

В нем, например, можно воспользоваться услугами клубаЯрославской парусной школы (тел.: +7 (4852) 24-3901). Как следует из названия, клуб ориентирован на детский парусный спорт, но стоянка катеров и яхт здесь тоже возможна. Яхт-клуб является местом проведения многих регат, выпускники парусной школы отлично выступают на всероссийских и международных соревнованиях.

Одно из направлений деятельности клуба – организация культурно-просветительских туристических плаваний на яхтах по Волге, Рыбинскому водохранилищу и малым рекам как вверх по Волге – к Рыбинску (и далее Угличу), так и вниз – к Тутошне и Костроме.

Город Кострома расположен вниз по течению от г. Ярославля и относится к уровню Горьковского водохранилища. Поэтому ширина Волги здесь уже больше, плавание прогулочных судов свободно по правому берегу реки. На территории города в Волгу впадает река Костромка. Она судоходна, это позволяет яхтам и катерам подойти на причал Ипатьевского монастыря, который является фактической родиной царской династии Романовых. Вход в р. Костромка сопровождается длинной косой, поэтому входить нужно строго по судоходной обстановке.

В городе расположена крупная база – водно-спортивный центр «Правый берег» (тел.: +7 (4942) 43-3243), предоставляющий услуги по стоянкеяхт (600-1200 рублей в сутки). Достоинство центра – развитый технический сервис со своими специалистами. Парусные яхты также могут встать у причала Детского Морского Центра (тел.: + 7 (4942) 55-1621). Официально этот причал не предоставляет услуги стоянки катеров и яхт, но в силу основного направления деятельности Центра он не раз с радушием принимал яхтсменов со всего света, помогая в организации парусных регат и детских походов по Волге. Стоянка бесплатна или почти бесплатна (плата символическая).

Одним из важных центров парусной жизни на Волге является Казань. Казань и окружающие ее территории являются уникальным рекреационным комплексом, сочетающим природные красоты и массу исторических достопримечательностей. Акватория вблизи Казани ограничена тремя плотинами и предлагает яхтсмену три варианта путешествия: вверх по Волге, вниз по ней же и поход по Каме. Кама в месте ее впадения в Волгу разливается очень широко, так что условия плавания уже почти морские – ширина реки составляет многие километры и можно увидеть, как солнце садится в воду, не ограниченную берегами. Однако из-за быстрого течения Камы поход вверх по ней под парусами непрост и небыстр.

Невероятно интересен маршрут вверх по Волге к Чебоксарам – на протяжении почти 100 километров по левому борту у яхтсменов будет красивый берег дикой марийской тайги с песчаными пляжами, а по пути встанет остров Свияжск. Сегодня это – Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск». Городок вошел в летописи еще при Иване Грозном, когда тот решил осадить Казань, для чего построил целый осадный город с церквями и крепостями и сплавил его вниз по Волге к Казани, построив тем самым град Свияжск (он тогда еще не был островом). Сруб одной из церквей, составлявших тот осадный город, до сих пор стоит в Свияжске. Город пережил и трагический момент в жизни нашей страны – в 1918 году в нем по приказу тогдашнего наркомвоенмора Л.Д. Троцкого была проведена подлинная римская децимация: был расстрелян каждый десятый красноармеец из числа тех, что не сумели освободить Казань от белочехов.Позднее Свияжск стал одним из мест содержания политзаключенных. Сегодня в Свияжске есть причал для маломерных судов и вся необходимая туристическая инфраструктура.

Яхтсменов в Казани ждет гостеприимный клуб «Локомотив» (тел.: +7 (917) 277-5509). Он предлагает слип и кран (обе услуги стоят по 500 рублей), стоянка гостевой яхты обойдется в 120 рублей за метр длины в сутки (в эту цену уже входят электричество и вода), рядом есть плавучая заправка. Клуб расположен в историческом центре города, в пешей доступности от вокзала и нескольких гостиниц. Сотрудники клуба готовы организовать своим гостям экскурсию на катере по историческому центру Казани. В частном порядке можно договориться об аренде одной из двух небольших 26-футовых яхт.

В Тольятти – одном из центров парусного спорта страны – яхтсмены могут воспользоваться услугами яхт-клуба «Дружба» (тел.: +7 (8482) 489-078), находящегося в черте города. Клуб располагает слипом и краном, стоянка гостевых парусных первые три дня бесплатно, далее – 50 рублей за метр длины в день. Есть вода, электричество, тренажерный зал. Гостиницы на территории клуба нет, но турбазы и отели находятся в шаговой доступности. Поблизости от клуба находится плавучая заправка.

Услуга аренды парусных яхт неразвита, но есть одна лодка, предлагаемая в аренду (цена по договоренности). Есть также возможность водных прогулок на роскошной моторной яхте (18 тысяч рублей в час).

Тольятти располагает уникальной достопримечательностью – Техническим музеем, расположенным под открытым небом. В этом музее на площади в несколько десятков гектаров выставлены почти 500 различных экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Одним из самых необычных экспонатов этого музей является крупнейшая в мире дизельная подводная лодка Б-307, целиком привезенная посуху на выставочную площадку.

К сожалению, ниже Тольятти парусная жизнь на Волге замирает: тамошние города еще не отправились от последствий первой половины 90-х годов, большинство яхт-клубов или закрыты, или находятся в процессе ликвидации, немногочисленные новые стоянки рассчитаны лишь на катера и не обращают внимание на парусников. Проведенный редакцией YRопрос волжских яхтсменов свидетельствует о большом унынии в этих краях. Но все же какие-то островки парусной жизни встречаются и здесь.

В городе Камышин, расположенном в небольшом заливе на правом берегу Волгоградского водохранилища,находятся сразу несколько яхт-клубов, одним из наиболее крупных является клуб «Буревестник». Возможна аренда яхт полутонного классас капитаном по личной договоренности, цены начинаются от 1500 рублей за час, в целом этот вид услуг не развит. Сервиса практически нет, кран (при необходимости) надо искать самостоятельно.

На противоположном берегу залива находится Крейсерский яхт-клуб (тел.: +7 (902) 314-1848), стоянка там пока бесплатная.

Помимо этих яхт-клубов на стоянку можно встать у дебаркадера городской набережной (обычно бесплатно). Рядом с дебаркадером находится парк с музеем авиатехники. Расположенный рядом мост несколько ограничивает проход крупных яхт по высоте, но полутонники проходят в любой из трех пролетов, а ¾-тонник – лишь в центральный. Глубины вдоль правого берега водохранилища таковы, что на килевой яхте можно смело идти вдоль берега на удалении всего 30-50 метров от него. К основным достопримечательным местам города стоит отнести городскую набережную, краеведческий музей, картинную галерею, памятник Алексею Маресьеву и два уникальных охраняемых природных памятника – горы Уши и Лоб.

Ниже Камышина находится Волгоград. Здесь свои услуги яхтсменам может предложить, например, крупнейший в городе яхт-клуб «Пилигрим» (тел. +7 (8422) 27-1342). Он располагает причалами (100 стояночных мест) с электричеством, здесь возможен спуск на воду по слипу не очень крупных яхт, имеется охраняемая автостоянка. Стоимость гостевой стоянки яхт составляет 30 рублей за метр длины в сутки. Есть мастерская, но вот услуга аренды яхт практически не развита. На территории клуба имеются гостевые комнаты (стоимость проживания – 2-2,5 тысячи рублей в сутки). От яхт-клуба открывается прекрасная панорама на виды природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».

Основные достопримечательности Волгограда – это, разумеется, Мамаев курган и Панорама Сталинградской битвы, Музей искусств и очень красивая городская набережная – одно из основных мест отдыха. Интересны также этнографические музеи Немецкая слободка и Старая Сарепта.

От Волгограда яхтсмены могут выйти в реку Дон и далее – в Азовское и Черное моря.

Водохранилище на Дону в свое время было очень популярным местом для парусного спорта. Но к сожалению, очень хороший и уютный клуб Волгодонска столкнулся с серьезными проблемами и в настоящий момент меняет владельца (и, видимо, перестанет быть именно клубом, превратившись в обычную яхтенную стоянку). Но на Дону яхтсменов, идущих вниз, к Азову, ждут причалы клуба «Аврал» (тел.: +7 (918) 896-0400) в Ростове-на-Дону. Клуб располагает большой акваторией и неплохим сервисом, он готов принять до 80 судов длиной до 20 метров, есть вода и электричество. Здесь же можно провести как корпусной, так и двигательный ремонт высокого уровня сложности. Цена стоянки гостевых судов – 11,76 рубля за квадратный метр в сутки, парусникам – дополнительная скидка в размере 20%. Официально в клубе нет чартерных услуг, но он предлагает парусные прогулки на крупной 40-футовой яхте в обе стороны по Дону – вверх до Старочеркасска или вниз к Азовскому морю. Предлагаются «зеленые стоянки» в самых живописных местах реки, цена договорная.

Таганрогский яхт-клуб (тел.: +7 (8634) 36-1091), давно известный многим яхтсменам Азова, теперь сильно изменился. Он преобразован в Детско-юношескую школу олимпийского резерва (полное название страшно выговорить: ГБУ ДО РО «СДЮСШОР № 3»), но располагает многим из того, что необходимо яхтсменам, идущим по Азову в Черное море или обратно. Здесь есть слип и кран, вода и электричество, стоимость стоянки гостевой яхты составляет 34 копейки за квадратный метр длины в сутки. Гостиница расположена прямо напротив стоянки, заправки нет. Но неподалеку имеется АЗС. Клуб официально предлагает услуги проката одной из своих парусных яхт (2000 рублей в час с капитаном)

7. «Эх, Черное море – хорошее море…»

Черное море – давно и хорошо знакомо отечественным яхтсменам, хотя отношения с ним складывались туго во все времена: на Черном море был один из самых жестких пограничных режимов в стране (даже на непосредственно граничащем с иностранным государством Финском заливе он был на порядки мягче), что не давало возможности использовать эту акваторию на все сто процентов. Еще одной проблемой была сложная гидрография восточного берега моря, почти лишенного естественных бухт и укрытий, приглубые берега которого требовали очень больших вложений в гидротехнические сооружения. Это обстоятельство сильно замедлило развитие яхтенной инфраструктуры на этом побережье, работы развернулись там только в последние несколько лет.

С формальной точки зрения можно говорить, что на Черном море мы имеем две различные по своим условиям акватории – это побережье Кубани и Краснодарского края с одной стороны и Республика Крым (и Севастополь) с другой.

Главным туристическим центром на побережье Краснодарского края является город Сочи, место проведения недавней зимней Олимпиады. В рамках подготовки к ней город сильно изменился и заметно похорошел. Уникальная особенность города – возможность в один и тот же день покататься и на яхте, и на горных лыжах, что привлекает в город массу туристов.

Сочи является и одним из основных парусных мест не только Черного моря, но и всей страны. Например,яхт-клуб Сочи (тел.: +7 (988) 231-6034) уже давно служит Центром спортивной подготовки парусной сборной страны. В клубе есть кран и слип, цена стоянки –3365 руб. за один метр длины в месяц. Есть вода, электричество, на территории клуба есть гостиница «Парус», для гостей которой оказываются услуги трансфера. Аренды яхт в клубе на настоящий момент нет.

Еще одним популярным клубом Сочи является «Имеретинский» (тел.: +7 (862) 241-9271), предоставляющий все базовые виды услуг: слип, кран (до 150 тонн), электричество, вода. Стоимость стоянки – 25,5 рубля за один квадратный метр в сутки. Официально предоставляются услуги гоночного чартера – имеется спортивный монофлот яхт типа GP 26 (цена аренды – 3000 рублей в час). С владельцами крейсерских лодок можно частным образом договориться о фрахте их судов. Услуг по трансферу яхт-клуб не предоставляет, рядом в пешей доступности немало гостиниц.

Севернее по побережью яхтсменов готова встретить стоянка яхт-клуба «Черномор» (тел.: +7 (909) 445-5455), расположенная в поселке Новомихайловский (примерно на полпути между Сочи и Новороссийском). Считается, что в этом месте самая чистая вода на побережье Черного моря. Пирс длиной 100 м может принимать на кратковременную стоянку суда с осадкой до 2 м, есть два слипа, крана нет. В клубном поселке «Айдар» по соседству есть вся необходимая курортная туристическая инфраструктура: гостиница, кафе, Wi-Fi, стоянка, спортивные площадки, собственный пляж. Предлагаются трансфер в аэропорты Краснодар и Геленджик, имеется возможность организации прогулок вдоль побережья на крейсерской яхте, а также аренда быстроходных парусных катамаранов.

Читайте также  Дауншифтинг под парусом, или В плену стереотипов

Еще выше по побережью в Новороссийске яхтсменов ждет яхт-клуб «Русское море» (тел.: +7 (903) 448-8448). Здесь есть слип (кран только по вызову), заправка, вода, электричество, возможно проведение серьезного ремонта. Клуб расположен почти в центре города, так что в шаговой доступности масса гостиниц. «Русское море» оказывает услуги трансфера, организует экскурсии, занимается вопросами таможенных и пограничным формальностей. Кроме того, клуб официально осуществляет оформление бронирования стояночных мест в ряде популярных турецких марин.

Другая интересная российским яхтсменам часть Черного моря – это «остров Крым», как назвал его Василий Аксенов. Самый маленький в России федеральный округ включает Республику Крым и Севастополь и полностью помещается на одном, зато самом большом полуострове Черного моря. По геологическим причинам по-настоящему защищенных бухт всего две – большая Севастопольская и маленькая Балаклавская, обе расположены на Гераклейском полуострове. Поэтому «настоящие» яхт-клубы есть только в Севастополе.

Тем не менее все побережье идеально для плавания на легких швертботах и катамаранах, причем можно обойтись даже без ночлега в палатках. Наиболее популярные места такого туризма – Каламитский залив, мыс Тарханкут и Казантипский залив, где находится самый северный в мире атолл. Это излюбленное место кайсерферов и виндсерфингистов. Рядом находится соляное озеро Чокрак с лечебными и косметическими грязями. Окрестные пейзажи на рассвете — завораживающие, марсиански-багровые.

Отличные немноголюдные пляжи и быстро прогревающаяся вода – визитная карточка Азовского моря. Южнее паромной переправы Крым-Кавказ расположена древняя турецкая крепость Еникале с сохранившимся бастионом, отстояться можно у одного из множества пустующих причалов.Навигация тут круглогодичная. Температура воды летом 22-28 градусов, в Феодосийском заливе ниже из-за кругового течения. Зимой в Керченском проливе часты штормовые ветра. Чартер лодок без шкипера отсутствует в принципе.

От Феодосии до Севастополя тянется узкая полоса Южного берега Крыма, самые северные субтропики нашей страны. В Средние века здесь находилось генуэзское капитанство Готия, в Судаке сохранилась крепость с замком консула. Это популярное место исторических фестивалей.

Стоянка на якоре в Феодосии возможна на городской набережной, прямо напротив картинной галереи в доме Ивана Александровича Айвазовского. Рядом лучший в Крыму краеведческий музей – Музей Древностей.

В Ялте стоянка разрешается у городской набережной и в морском порту. Особенно стоит посетить ялтинские пригороды – Массандру и Ливадию.

Севастополь… Здесь удалось, пусть и частично, сохранить былую славу парусного спорта СССР, когда регата на призы газеты «Слава Севастополя» была всесоюзной и собирала сотни вымпелов.

Знаменитый 57-й яхт-клуб Краснознаменного Черноморского флота (тел.: +7 (8692) 555-311) – старейший в Крыму, основан в 1886 году. Имеются слип, кран, душевые, возможна заправка водой и зарядка аккумуляторов.

Поимо 57-го, яхтсменов готов принять, например, яхт-клуб «Юг» (тел.: +7 (8692) 47-8062) в бухте Омега – сегодня это олимпийская база, детская спортшкола и место сборов. Здесь имеются гостевые домики, но нравы крайне суровые, комендантский час действует с 22 часов, введено табу на алкоголь и шашлыки.

В Крыму проводится регата «Парусная неделя Севастополя» в детско-юношеских классах (день Города, 14 июня) и этапы чемпионатов России в олимпийских и неолимпийских классах. Но «национальный» класс – это, конечно, четвертьтонники и примкнувшие к ним «микрики».Флот старый, но содержится в хорошем состоянии. Участие в регате на арендованной лодке — это, по сути, единственный организованный вид парусного чартера. Самая известная регата – Кубок Крыма с этапами Севастополь-Балаклава, Балаклава-Артек, Артек-Феодосия и длинный этап обратно в Севастополь.

Из многочисленных достопримечательностей города русской славы к посещению обязательны музей 35-й батареи, Панорама первой обороны Севастополя на Историческом бульваре и музей в Михайловской батарее на Северной стороне. В сезон – в летние месяцы –в Херсонесе в настоящем античном театре играют пьесы античных авторов.

8. «Ладога, родная Ладога…»

Другим традиционным направлением плавания является Ладожское озеро – крупнейший замкнутый водоем Европы – очень красивая, но непростая для плавания акватория. Стоит иметь в виду, что для подъема по Неве придется снять мачту (ее потом можно поставить в Петрокрепости) и либо воспользоваться услугами буксира, либо иметь достаточно мощный мотор. Южная часть озера мелководна и в целом малоинтересна, наиболее посещаемой частью Ладоги являются ее шхеры и острова Валаам и Коневец, ныне открытый военными для посещения: на нем особенно интересен Рождество-Богородичный монастырь, который посещало множество самых разных знаменитостей – от Александра Дюма до императора Александра II.

Ладожские шхеры, расположенные севернее Приозерска,это уникальное место, совмещающее в себе узкие потаенные проходы, высокие гранитные утесы, чистейшую забортную воду, уединенные пляжи с белым мелким песком, дикие сосновые леса, надежные якорные стоянки. В шхерах есть места с отличной рыбалкой, но клев обычно начинается не ранее 10 июля.

Однако Ладога сурова– в открытой части озера волна во время штормов может достигать трех метров, воды озера в северной его части очень холодные, впрочем, и температура воздуха ночью даже в июле может не превышать +2–3° С. Правда, узкие и извилистые заливчики и бухты представляют собой надежное укрытие – например, бухта с говорящим названием Кочерга врезается в материк на километры, давая отличное убежище.

При этом берега озера на значительном протяжении малообитаемы, и в случае несчастья помощь может подоспеть не так уж скоро. Стоянок и яхт-клубов на Ладоге немного, большая их часть сосредоточена в Приозерске и его окрестностях, а также на южном берегу в районе Шлиссельбурга и Новой Ладоги. К сожалению, ни один из яхт-клубов сегодня не предоставляет возможности взять яхт в чартер, поэтому для иногородних яхтсменов шансовпознакомиться с Ладожским озером не так уж много. Одна из них –туристическая база«Илакс» (тел.: +7 (905) 211-1026)в поселке Березовое севернее Приозерска. Помимо того что онаорганизует для желающих туристические плавания под парусами по Ладоге, теперь база предлагает в чартер несколько парусных судов (цена с капитаном и помощником – около 18 000 руб. в сутки в зависимости от типа судна). Сама база весьма спартанская, и на сервис пятизвездочного отеля рассчитывать не стоит, правда, есть возможность трансфера.

Еще один похожий вариант предлагает яхт-клуб «Изумруд» (тел.: +7 (921) 740-0118), располагающий флотом из нескольких парусных яхт (базируются тоже в Березовом), но не предлагающий их в самостоятельный чартер, а организующий парусные туры по Северной Ладоге.

Пожалуй, эти два варианта – самые подходящие для знакомства с Ладогой для тех, кто привык к отдыху под парусами, но не имеет своей трейлерной яхты. Те же яхтсмены, кто располагают ими, могут начать свой путь по озеру из Приозерска, где расположены сразу несколько яхт-клубов, или из Сортавалы, где расположен самый северный на Ладоге Сортавальский яхт-клуб (тел.: +7 (921) 454-2505). Здесь есть все необходимое: слип и кран, вода, электричество, гостиница. Стоянка гостевой яхты обойдется в 6000 руб. в месяц.

9. «Город над вольной Невой…»

Санкт-Петербург – как и положено городу-колыбели русского флота – является одним из крупнейших в стране центров парусного спорта. Основных акваторий две: Финский залив, куда выходит устье реки Нева, и Ладожское озеро, из которого Нева вытекает. Мелководный в своей восточной части Финский залив сильно ограничивает яхтсменов на крупных килевых яхтах в маневрах, яхтам с большой осадкой приходится долгое время идти по фарватеру, прежде чем они могут «выйти на оперативный простор».

Излюбленные места походов петербургских яхтсменов – старые форты Кронштадта, выборгские шхеры, а также акватории сопредельных государств: финские шхеры, Аландские острова, Стокгольмский архипелаг. Выборгские шхеры находятся всего в одном-двух дневных переходах от Петербурга, там есть немало пирсов и отличных мест для якорной стоянки. Правда, нормальный туристический сервис в тех краях только начинает развиваться, но уже появляются хорошие яхтенные стоянки и клубы на северном берегу залива – например, в бухте Дубковая (тел.: +7 (812) 928-0868, цена стоянки 300–600 руб. в сутки) или в яхтенном пору Johannes(тел.: +7 (911) 000-7531, цена стоянки от 300 руб. в сутки и выше в зависимости от длины), что значительно облегчает яхтсменам путь к Выборгу и его шхерам.

Санкт-Петербург сегодня располагает большим (хотя и не таким большим, как раньше) количеством яхт-клубов, готовых предоставить яхтсмену те или иные услуги – формально на учете в ГИМС стоят 26 организаций, именующих себя яхт-клубами, реально же работают только 10.

Крупнейшим яхт-клубом города (и страны) является Речной (ранее – Центральный) яхт-клуб профсоюзов (тел.: +7 (812) 235-6636). Он располагает слипом и краном, а вот говорить о большинстве прочих услуг, подобающих приличному яхт-клубу, пока не приходится (за исключением ресторанов – их на территории клуба множество). Но затоздесь возможны заправка и ремонт (в том числе парусов). Гостиницы или апартаментов нет, официально чартерных услуг тоже не предлагается, но можно договориться с капитанами частным образом.

Напротив Речного расположен недавно воссозданный яхт-клуб «Крестовский» (тел.: +7 (812) 715-5787) – современный клуб с развитым сервисом и хорошей инфраструктурой. Для парусных яхт в нем выделен отдельный причал, есть вода, электричество (220 и 380 В), стиральные машины и прочее. Клуб официально предлагает в чартер моторные яхты (от 250 до 850 евро в час), на его территории базируется компания M-Marine, располагающая собственным гоночным монофлотом (яхты Platu 25), используемым для проведения официальных и корпоративных регат (цена аренды – 4000 руб. в час или 20 000 руб. в сутки). Компания может также предоставить в чартер крейсерскую яхту Delphia 37 с капитаном (5000 руб. в час или 30 000 руб. в сутки).

Одним из лучших клубов страны является «Геркулес» (тел.: +7 (812) 324-2255), ставший базой для проведения соревнований самого высокого уровня, включая чемпионаты Европы и мира по парусному спорту. Клуб располагает всем необходимым: есть слип (1000 руб. за один спуск/подъем); правда, кран – только по вызову (от 3500 до 5000 руб.). Цены на стоянку колеблются от 1000 до 1500 руб. за метр длины в месяц в зависимости от длины яхты. На территории клуба базируется компания SportBoatRus, предлагающая в гоночный чартер яхты класса SB 20 (цены аренды колеблются очень сильно – от 250 евро в день до 70 евро в час).

В Петербурге проводится большое количество парусных соревнований самого разного уровня – от серьезных профессиональных регат до парусных фестивалей (наподобие Фестиваля классических яхт), объединяющих парусных единомышленников самых разных поколений. Яхтсменам, желающим посетить Петербург с тем, чтобы походить по водам Северо-Запада страны, следует помнить о непредсказуемости здешней погоды –много пасмурных и дождливых дней, бывают затяжные шторма.

10. «Балтийский берег, рыжая заря…»

Калининградская область – регион на западе России, обладающий уникальным природным миром, старинной архитектурой, привлекательными ценами на различные услуги. В этом компактном районе можно выбирать варианты путешествия по воде между Балтийским морем, Куршским или Калининградским (Вислинским) заливами либо речными путями и каналами, имеющими выходы за границу России. Через Калининградскую область проходит Международный внутренний водный путь Е70 (Роттердам–Клайпеда), так что из Калининграда по заливам, рекам и каналам можно пройти как в Литву, так и пересечь Польшу, Германию и Голландию, насладиться чудесными пейзажами, видом разводных мостов и шлюзов.Прохождение границ является понятной и бесплатной процедурой без агентов и посредников. В районе идет интенсивное судоходство и радиообмен.

Официально навигационный сезон открывается 1 апреля и длится до 30 октября, однако в зависимости от погоды и ледовой обстановки яхты могут ходить до декабря.

Из Москвы в Калининград летает более 7 прямых рейсов в сутки при цене от 5 тысяч рублей (туда-обратно). Время в пути около двух часов. Помимо самолета можно добраться поездом или на автомобиле. Последние два способа потребуют больше времени, наличия загранпаспорта (для поезда) и шенгенской визы для проезда на автомобиле, при этом стоимость проезда может быть ниже в сравнении с самолетом. В любом случае транспортная доступность Калининграда позволяет рассматривать его даже в качестве места проведения выходных.

Один из важных плюсов для тех, кто не имеет загранпаспорта или временно ограничен в возможности выезда: загранпаспорт не нужен! Вы можете путешествовать с российским паспортом в акваториях Калининградской области, а вот для выхода в Польшу и Литву всему экипажу потребуются загранпаспорта с открытыми шенгенскими визами. Вопреки распространенному предрассудку о наших соседях вы встретите радушное гостеприимство и в Польше, и в Литве. Подавляющее большинство тех, кого вы будете там встречать, хорошо говорят на русском или как минимум понимают его.

Расслабленное тепло балтийского лета с приятной прохладой вечеров и долгим световым днем обеспечивает хорошие условия для комфортного яхтинга. Температура летом часто превышает 25 градусов по Цельсию. Вода в заливах прогревается в середине лета до плюс 25, Балтийское море летом иногда прогревается выше 22 градусов.

Можно смело утверждать, что культурная программа плавания может быть весьма насыщенной. Среди бонусов будет стоянка на причале Музея Мирового океана или в Рыбной деревне напротив Кафедрального собора, в котором похоронен Иммануил Кант, в самом историческом центре Калининграда (Кенигсберга).

Пройдя реками, можно попасть в Куршский залив и посетить уникальный национальный парк Куршская коса, где дикие кабаны так и ждут, когда вы покормите их. Береговая линия предполагает возможность «диких» якорных стоянок, где можно приготовить пищу на костре. На турбазах можно попариться в бане и взять байдарки для исследования заброшенной немецкой ирригационной сети.

При наличии шенгенских виз у экипажа можно посетить старинные польские городки. Среди них Фромборк, в котором жил знаменитый Коперник, или, например, популярный польский курорт Крыница-Морска на Балтийской косе с его дискотеками и музыкальными барами. Еще один вариант – посещение знаменитых Мазурских озер.

В Калининградской области работают официальные сервисы VolvoPenta, Suzuki, Yamaha и других известных производителей. Также есть возможность выполнения ремонта корпусов и различных других систем катеров и яхт.В регионе проходит большое количество парусных соревнований, в том числе международных.

В настоящее время яхтенная инфраструктура в самой западной части России крайне слаба, однако работы по ее развитию ведутся как правительством области, так и частными инвесторами. Есть серьезные основания полагать, что уже в ближайшее время ситуация с парусной жизнью в этих местах принципиально изменится.

Сегодня в Калининградской области, помимо небольших частных причалов, функционируют несколько яхтенных стоянок, имеющих гостевые причалы. Однако в связи с особенностями российского законодательства официально работающих чартерных компаний на территории области нет.К сожалению, пока не развит и сервис, значительно уступающий в этом отношении значительному числу яхт-клубов «большой» России.

Ниже мы приводим список наиболее крупных и работающих стоянок региона.

Яхтенный порт «Хайдекруг»(тел.:+7 (900) 351-8285)

База учебных судов Балтийской Государственной академии рыбопромыслового флота (бывший Областной яхт-клуб), (тел.: +7 (906) 237-9397).

Балтийская агентская компания (причал «Фишбот», тел.: + 7 (921) 269-5216).

Яхт-клуб «Настоящие корабли» (тел.: +7 (4012) 50-7528).

Причал Музея Мирового океана (тел.:+7 (4012) 34-0244).

Причалы водно-моторного клуба «Волна» (тел.: +7 (911) 476-6460).

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №6 (75), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru